Почему в эту зиму на нас обрушилось так много циклонов? Это аномалия или суровая климатическая реальность, к которой нам теперь надо будет привыкать? Репортаж Антона Цумана.
За последние 10 лет в окрестностях Петербурга не выпадало столько снежных осадков. Сначала через несколько континентов пролетели родившиеся в тропиках циклоны с женскими именами «Ида» и «Мария», а в начале недели циклон «Надя» навёл панику буквально на всю Европу. Снегопады длительностью в несколько дней, скорость ветра до ста километров в час. Тот случай, когда погода из темы завершающей выпуск становится чуть ли не темой номер один.
Но все эти явления — лишь видимая часть тех глобальных процессов, которые происходят в атмосфере. По сути, циклон — громадная область низкого давления, куда с огромной скоростью устремляются воздушные массы. Отсюда ураганы и снегопады. А там, где давление высокое — получаем антициклон. Всё это создаёт ветра, а они перемешивают воду в океане, создавая течения. Например, тёплый Гольфстрим, который, по сути, и определяет климат всей Европы.
Казалось бы, если течение Гольфстрима стабильно, а во всём мире тренд на глобальное потепление, то как же связать с ним связать снежные бури, аномальные морозы, холодное лето и бушующие циклоны? Всё дело в том, поясняют климатологи, что погода и климат — совершенно разные понятия.
Допустим, у нас есть календарь на 30 лет, в который мы ежедневно вносим данные о температуре, скорости ветра, атмосферном давлении. Так вот — каждый отдельный день со своими параметрами в таком календаре — погода. А климат — это сам календарь. Где мы более глобально можем судить о максимальных и минимальных значениях за длительный период времени.
Ведущий научный сотрудник геофизической лаборатории Андрей Киселёв поясняет: климат, по сути, тренд, тенденция того, какой будет температура на планете. И современные исследования уже заставляют задуматься: за последние сто лет число аномальных явлений, куда входят ураганы, снегопады, ливни, засухи, выросло в два раза. И причина этого как раз в повышении температуры на планете.
И на территории Европы этот процесс идёт более быстрыми темпами. Например, на месте Балтики 7 тысяч лет назад был ледник, который растаял, образовав Балтийское море и Финский залив. И, отступая, тащил на дно будущего моря причудливые, похожие на летающую тарелку камни. И отдалённо представить себе, как выглядел этот ледник, любой петербуржец может каждую зиму, когда залив сковывает льдом.
С гляциологом, специалистом по исследованию льдов, Борисом Ивановым рассматриваем образцы льда Финского залива. Да, химический состав его не изменяется уже тысячи лет. Но вот факты: ледовый покров стал значительно тоньше, а значит, его легче ломает шторм, и лёд начинает наползать на берег, провоцируя новые проблемы.
Получается, год за годом, сантиметр за сантиметром, побережье Финского залива будет уменьшаться и уменьшаться. Не говоря уже о том, что уровень воды в мировом океане неуклонно растёт. Для справки: согласно последним исследованиям за сто лет уровень воды в мировом океане вырос на 17 сантиметров. И эти темпы будут только возрастать.
Согласно одной из теорий в ближайшие столетия все прибрежные города могут уйти под воду, включая Петербург. И опасения вполне оправданны. Вот пример того, что сейчас фиксируют у побережья Антарктиды, материка покрытого льдом на 98 процентов. Антарктида теряет лёд так быстро, что пингвины едва успевают спастись с отколовшихся айсбергов.
Кстати, именно Антарктида сейчас может дать ответ на вопрос, что происходило с климатом Земли миллионы и миллионы лет назад. Сейчас на станции «Восток» российские учёные завершили сбор образцов льда возрастом 500 тысяч лет.
Льды Антарктики как уникальная книга, по которой можно буквально читать историю планеты, где каждый слой — страница с записанной климатической эпохой. Эти добытые российскими учёными ледяные керны позволяют с большой точностью установить, как менялся климат Земли за последние 800 тысяч лет. И на последних страницах этой книги записанных при жизни человечества, уже можно прочитать — мир у красной черты неизбежного глобального потепления.
То есть прошедшие циклоны — лишь свидетельство того, что мы сейчас живём в эпоху глобальных климатических перемен, во время которых природа буквально мечется как больной в лихорадке. Ливнями, ураганами, аномальными засухами и снегопадами. За которой настанет новая климатическая эра. Хотя эрой этот период является только для нас, для человечества. Для планеты возрастом в 4 с половиной миллиарда лет это всего лишь мгновение в её истории.