Уже 20 лет подряд в Эрмитаже проходят выставки русского фарфора, объединенные циклом «Поднесение к Рождеству». Эта традиция восходит к царской эпохе. Тогда представители августейших фамилий к Пасхе и Рождеству представляли лучшие предметы, созданные за текущий период на фарфоровом заводе.
Новая экспозиция посвящена творческому наследию двух художников, Вивана Босе и Августа Липпольда, которые работали на Императорском фарфоровом заводе в царствование императора Александра II. Здесь парадные вазы, декорированные по проектам французского художника-орнаменталиста Вивана Босе, его проектные рисунки и эскизы, а также уникальные живописные пласты с росписью мастера копийной живописи на фарфоре Августа Липпольда. Благодаря их таланту и мастерству качество исполнения декора фарфоровых изделий достигло исключительно высокого уровня.
«Художника Вивана Босе современники называли композитором орнаментной живописи. Никто как он не умел с таким изысканным эстетством компоновать дизайны на больших парадных вазах и произведениях сервизных ансамблей. Вот такие большие вазы мы сравниваем с фигурой женщины. Это горло, плечи, красивые ножки, нога вазы. Он закрывал все тулово вазы, как ковёр, орнаментными композициями», — отметила Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков.
Рядом с ним представлено творчество не менее значимого автора для истории фарфорового дела России — художника из Дрездена, Августа Липпольда, который специализировался на копийной живописи на фарфоре. Он копировал старых мастеров из собрания Эрмитажа на фарфоровых пластах и на других предметах декоративно-прикладного искусства.
Еще одной важной линией экспозиции стало продолжение традиции преемственности мастеров. На выставке представлены работы современных авторов — вазы, скульптуры, парные кашпо, есть фарфоровый портрет легендарного джазового бас-гитариста и композитора Джако Пасториуса, выполненный заслуженной художницей России Инной Олевской.