В гостях у программы «Утро в Петербурге» Екатерина Хмельницкая, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения.
Василий Киров,ведущий: Телеканал «Санкт-Петербург» продолжает рубрику Эрмитаж. Говорим и показываем. Сегодня мы с вами побываем на XX выставке из цикла «Поднесение к Рождеству», которая открылась в Гербовом зале Зимнего дворца и посвящена творчеству Вивана Босе и Августа Липпольда. Откуда пошла традиция императорского фарфорового завода к значимым праздникам делать подарки императорской семье?
Екатерина Хмельницкая,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Практически со дня основания завода сформировалась традиция так называемых подношений или поднесений к Рождеству. Несмотря на то, что императорская фарфоровая мануфактура была казённой, то есть принадлежала императорам, традиционно к Пасхе и Рождеству было принято делать такие интересные экспозиции тех самых лучших вещей, которые были созданы за текущий период на фарфоровом заводе. Их представляли императорам и членам августейшей фамилии.
Людмила Ширяева,ведущая: Август Липпольд и Виван Босе работали на императорской фарфоровом заводе во время царствования императора Александра II. О них мы узнаём только практически из вашей выставки. Почему о них так мало известно?
Екатерина Хмельницкая,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: В истории нашего фарфорового завода, равно как и в других областях, кажется, что нам всё известно, а на самом деле есть огромное количество таких вех, которые мало известны. Реконструкции художественных биографий многих художников и скульпторов, особенно иностранного происхождения, которые работали в императорской России, нам, искусствоведам, ещё надлежит открыть и представить зрителям.
Василий Киров,ведущий: По какому принципу сформирована экспозиция?
Екатерина Хмельницкая,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: В данном случае, поскольку мы представляем творчество абсолютно до этого неизвестных мастеров, то всё, что мы практически смогли найти и в наших фондах, и атрибутировать, мы и представили.
Людмила Ширяева,ведущая: Как современные художники поддерживают традицию демонстрации фарфорового искусства к Рождеству?
Екатерина Хмельницкая,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: В этом и заключается суть нашего проекта. Художники загодя создавали или оммаж или собственно своё произведение в духе авторов. Поскольку в эпоху историзма, когда правил Александр II, орнамент, а не форма был почерком эпохи, главенствующим в декоративно-прикладном искусстве, а сейчас эта традиция жива, то и современным художникам задача оказалась по плечу.
Василий Киров,ведущий: Как сотрудники Эрмитажа отмечают Новый год?
Екатерина Хмельницкая,старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры, хранитель коллекции русского фарфора и керамики XIX-XXI веков, доктор искусствоведения: Традиционно с семьёй.