Бандиты, фарцовщики и «интердевочки» — в репортаже Наталии Бандуриной.

Северное кладбище. Среди крестов и памятников особняком стоит небольшой мемориальный комплекс черного мрамора. Скорбящие ангелы слева и справа от надгробия. В центре скульптурной композиции фигура человека с крестом в руках.

Костя-могила. Один из первых и самых влиятельных криминальных авторитетов города, жертва заказного убийства. С мраморных плит смотрят те, кого называли братками, на городских кладбищах есть целые аллеи таких ростовых портретов.

Памятник, на самом деле, целой эпохе конца Советского Союза. Именно в СССР родились те, кто потом будет сколачивать «бригады» и устраивать «разборки». Бандитский Петербург родом из Ленинграда. Советской милиции тогда нужно было в кратчайшие сроки приспосабливаться к новой реальности.

МИХАИЛ ФЕДОРОВ,бывший сотрудник РУБОП:
«В моральном и эмоциональном плане, мы были готовы, а вот технически оснащение было нулевое. Наверное, это было воспитание: октябрята, комсомол, партия. Дружба была, совесть была. Работали ни за страх, а за совесть, не считаясь с личным временем».

Михаил Федоров пришел в милицию в 85-м, вначале 90-х уже сотрудник нового подразделения – РУБОП, он задерживал преступников и освобождал первого в истории Ленинграда похищенного ребенка, он как никто другой почувствовал, как изменился криминальный мир города и люди в нем живущие.

МИХАИЛ ФЕДОРОВ,бывший сотрудник РУБОП:
«В памяти проспект Мориса Тореза. Автомобиль, в нём преступники и девочка. Задача – освободить девочку. А прохожие вызвали милицию».

Представить сегодня, что кто-то из прохожих заступится, скорее, будет снимать на телефон. Советский криминал был не кровожадным. Хулиганы, никаких заказных убийств. Апраксин двор. Вот где можно вернуться в темное прошлое Ленинграда. Во все времена место обитания спекулянтов, перекупщиков и сбытчиков краденого.

НАТАЛЬЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«Рынок называли кладбищем моды, сюда стекалось все самое барахло. Например, продавались книги, вместо страниц набитые бумагой. Говорят, что здесь можно было приобрести автомобиль, и даже катер, но, конечно, б/у».

Обратная сторона Апрашки — парадный Гостиный двор. Или Галера. Именно здесь работали фарцовщики. Язва на теле советского общества, сегодня кажутся чуть ли не жертвами режима. Ведь в магазинах было ничего не купить. А у них всегда были джинсы и импортные вещи. Ленинград – столица фарцы. Финляндия рядом – туристы толпами.

Вот краткий словарь фарцовщика. Себя они называли утюгами, иностранцев – фирмачами, маленьких попрошаек жвачек и сигарет – ласково называли утюжками, валюта – капуста, доллары – грины.

«Бомбил тут с Югом, взял пусера, чтобы скинуть в комок, это не самострок, а клевая фирма» в переводе означает: «Имел дело с туристом из Югославии, взял кофты, чтоб стать в комиссионный магазин, но это не подделка, а хорошие фирменные вещи».

Борис Ченски в 80-х — студент Академии художеств. Случайно на практике его пейзаж покупает проходящий мимо иностранец. Так молодой человек зарабатывает свои первые грины, а дальше ставит дело на поток, рискуя попасть в отделение милиции.

БОРИС ЧЕНСКИ:&nbsp
«Теоретически это была статья, это было уже на изломе. Начинались наши приключения на ступеньках Думы, там было нас 7 человек. И тогда они мне казались небожителями. 100 долларов в те времена можно было обменять, и это была месячная зарплата моего отца – старшего научного сотрудника».

Была в СССР официально разрешенная эстрада. У города, жизнь которого не освещали советские передовицы, были свои кумиры. Блатные песни и вообще – целое направление «русский шансон» – как раз окончательно сформировался в СССР. Наш ленинградский представитель, конечно, Аркаша Северный.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Свой лучший «Одесский» альбом Аркаша Северный записал здесь, в этом здании, в Петербурге известном как «дом политкаторжан». Приятель отдал ему ключи от студии, помогали в записи музыканты ансамбля Эдиты Пьехи, а вот барабанщик не приехал, и тогда Аркаша отбивал такт газетой по крышке рояля».

В 89-м году, на экраны выходит фильм «Интердевочка». Впервые главной героиней картины становится проститутка. И это не обличающий очередной порок заказной материал – драма в декорациях Ленинграда.

Фильм стал настоящей сенсацией, мало кто знает, но изначально революцию в мировоззрении советского человека произвела повесть Владимира Кунина о жизни проституток Ленинграда, вышедшая в журнале Аврора годом ранее.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Гостиница Прибалтийская, писатель прожил здесь целых 4 месяца, работал под прикрытием работника спецслужб, и только на исходе первого месяца ему удалось разговорить одну из девушек, после чего остальные стали рассказывать ему свои истории. Так, можно сказать, интердевочки стали соавторами повести».

Это социальное явление, как говорит героиня Елены Яковлевой, в стране контролировалось специальными полицейско-врачебными комитетами до революции, проституткам выдавали специальные учетные книжки — знаменитые желтые билеты, в Стране советов пытались искоренить. В современной России именно в Петербурге появилась общественная организация, которая уже 20 лет помогает работницам секс-индустрии.

ИРИНА МАСЛОВА,директор правозащитной организации «Серебряная роза»:
«Это административное нарушение, а к людям относятся как к преступникам. Мы все продолжаем работать, осуществлять профилактику ВИЧ-инфекции, это всегда отношение, такое волнообразное в обществе».

Мы привыкли к открыточному городу, с дворцами и музеями. Неформальный, преступный, непрезентабельный, мало кому известный — так было всегда. Оглядываясь на советское время, изучая милицейские сводки, и представить было невозможно, что пройдет совсем немного времени и наступят лихие 90-е, «Бандитский Петербург» будут его называть и вспоминать добрым словом «Ленинград».