На связи с программой «Утро в Петербурге» Евгений Геласимов, писатель.
Василий Киров,ведущий: Накануне в Москве в возрасте 77 лет ушёл из жизни прославленный режиссёр, народный артист России Сергей Соловьёв. Человек, которому удалось запечатлеть уходящую эпоху и создать главное молодежное кино позднего Советского Союза.
Людмила Ширяева,ведущая: Он родился в Карелии. В школьные годы играл в Ленинградском Большом драматическом театре имени Горького, окончил режиссёрский факультет ВГИКа. Работал на Ленинградском телевидении.
Василий Киров,ведущий: За плечами Сергея Александровича около 30 кинокартин. Известность народному артисту принесли такие ленты как «Чужая белая и Рябой», и, конечно, «Асса», которая положила начало «постсоветской» трилогии Соловьева, куда вошли также фильмы «Черная роза — эмблема печали, красная роза — эмблема любви» и «Дом под звездным небом».Людмила Ширяева, ведущая: Благодаря Сергею Соловьеву впервые на большом экране появились герои ленинградского андеграунда — художник Сергей Бугаев-Африка, рок-музыканты, в фильме прозвучали песни Бориса Гребенщикова и группы «Кино». В 2009 году вышла лента «2-Асса-2», где снялись герои культовой картины.
Василий Киров,ведущий: Последний полнометражный фильм Сергея Соловьёва «Ке-ды» по рассказу писателя Андрея Геласимова. Он вышел на экраны в 2016 году.
Людмила Ширяева,ведущая: Выражаем вам соболезнования, знаем, что вы дружили и общались с Сергеем Александровичем. Как проходила работа над последним фильмом ушедшего режиссёра?
Андрей Геласимов,писатель: Сергей Александрович выбрал для своей картины мой рассказ «Paradise Found» из сборника «Десять историй о любви». Пригласил также Басту – Василия Вакуленко, который сыграл в этой картине довольно значительную роль военкома, который призывает моего сына в армию. В процессе этой замечательной, лёгкой, по-соловьёвски, весёлой, беззаботной работы мы все действительно подружились. Поэтому вчера я испытал довольно печальные чувства.
Василий Киров,ведущий: Сам Сергей Александрович говорил о фильме «Ке-ды», что скорее всего он о мотивации в жизни молодого человека. Насколько эта история отразилась в его сердце? Помните, как вы обсуждали сценарий?
Андрей Геласимов,писатель: Хотя он и так многое себе позволял, но с этой картиной позволил то, чего не позволял раньше. Это, пожалуй, был главный хулиган российского кинематографа. Уверен, что продюсерам с ним было нелегко. Но тем не менее продюсерский гнёт всегда существует. На этой же картине Сергей Александрович позволил себе всё, что хотел. Когда мы ему говорили, например, что слишком затянута экспозиция, он отвечал: «Менять ничего не буду, это моё главное высказывание». Он сделал эту картину такой, какой он всегда хотел видеть кино. Фильм сложный, хотя он говорил, что это простое кино. Он сделал своё такое завещание, «лебединую песню».
Людмила Ширяева,ведущая: Если пропутешествовать в своём сознании на несколько десятилетий назад, помните, когда вы впервые встретились с творчеством Соловьёва?
Андрей Геласимов,писатель: Разумеется, помню. Первая его картина, которую я посмотрел, была «100 дней после детства». Буквально все мои ровесники – люди, рождённые в конце 60-х годов, из-за этой картины мгновенно влюбились в Татьяну Друбич. Ей там было лет 15 и красивее девушки невозможно было себе представить. Фильм удивительно лиричный, тонкий. Потом, конечно, была «Асса». Для меня, кстати, также и картина «Егор Булычёв и другие» была также важна. И Соловьёв меня очень удивил однажды, когда сказал, что Егора Булычёва с маститыми артистами вроде Михаила Ульянова он снимал, когда ему было 26 лет. То есть совершенно молодой юный человек. Баек, связанных с Соловьёвым, очень много. смешных, грустных, весёлых, разных.
Людмила Ширяева,ведущая: У большинства представителей нашего поколения, когда впервые посмотрели фильм «Сто дней после детства», поменялся культурный код, мне кажется. Приятно, что мы чувствуем одинаково.
Андрей Геласимов,писатель: Думаю, что Соловьёв в этой картине создал определённый тон лиризма, причём очень русского лиризма, которого я не вижу ни в европейском, ни в американском, ни в индийском кино. Соловьёв очень точно, нежно и атмосферно именно этой картиной создал лицо русского кинематографа. Меня иностранцы постоянно спрашивают, что такое русское душа. Можно им ответить так: «Посмотрите все картины Соловьёва, и эту в частности. Тогда вы, наверное, уловите, что такое русская душа».