Какой он — настоящий цвет Петербурга? Классическая палитра исторического центра или смелые решения новых районов? В вопросе разбирался Александр Лисицын.
Новость о том, что фасад Эрмитажа скоро изменит цвет, точнее оттенок, в сторону более пастельных тонов, казалось бы, должна была пройти незамеченной. Но для петербуржцев главный музей России — часть любимого города. Поэтому цвет его фасада — вопрос всегда актуальный.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Архитектурный ансамбль Площади Восстания — именно здесь любой турист впервые знакомится с цветовой палитрой нашего города и наверняка восхищается этой северной строгой гармонией. Так происходит сейчас, так было в советскую эпоху, так было в дореволюционной России. Хотя, если припомнить, еще 15 лет назад здание Московского вокзала было не песочно-желтого цвета, как сейчас, а светло-зеленого, но этого будто никто и не заметил. В этом весь фокус — Петербург исторически не меняет цвета, Петербург меняет оттенки».
Кажется, что в историческом центре Петербурга вообще нет ярких кричащих цветов. Пожалуй, они бы тут и не смотрелись — под нашим северным свинцовым небом.
К тому же, в нашем городе, в отличие от Москвы, есть официальная палитра. 40 чаще всего встречающихся колеров, в которые выкрашены все фасады классического Петербурга. Этот ансамбль невозможно повторить или скопировать, даже с точки зрения цветовой гаммы – куда там архитектурно. Хотя попытки предпринимались.
АННА САВИНА,начальник сектора колористики и приемки фасадов зданий Комитета по градостроительству и архитектуре: «На самом деле, даже скандинавский институт цвета в Швеции, они увидели наши эталоны и попытались перевести их в свою систему цветов, но даже на специальных машинах они не смогли добиться идентичного цвета. Все, что смогли сделать это примерные цвета».
Реставрационный колледж «Кировский». Единственное профильное учебное заведение на всю Россию. С красками здесь работают реставраторы сразу трех специальностей. Одна из них — «лепные изделия».
Перед нами — декоративная гипсовая ваза. Цель — сделать облицовку «под гранит». Сначала несколько раз грунтуем — это легко. Краской начинаем делать фактуру — тоже несложно. А вот дальше нужно набить руку, точнее — палец.
Каждый год из этих стен выпускается около 100 реставраторов. В Петербурге цвет так же важен как и архитектурный стиль — поэтому от профессиональных навыков этих будущих специалистов и зависит, а как будет выглядеть наш город.
Наступившая зима, разумеется, «поставила на паузу» всю работу по наружной покраске. Например, до 2020 в Петербурге было окрашено 180 фасадов. Наступившая зима, поставила на паузу всю работу по наружной окраске. Зато морозы не мешают работать в помещениях — в том числе в парадных исторического центра.
Сегодня главный цвет петербургских парадных — бежевый и все его оттенки. И кажется, что это такая, незначительная узкопрофильная деталь нашего коммунального хозяйства. На самом деле, здесь можно увидеть, как современная эпоха меняет советскую.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «В советское время, в 90-е, да и в двухтысячные тоже, практически все парадные и подъезды Петербурга выкрашены исключительно в два цвета. Либо синий, либо зеленый. И ведь, правда, не было никакой другой альтернативы. Это можно наглядно увидеть на примере этой стены. Вот старая зеленая краска, под ней синей, а под – синей снова зеленая!»
Версий, почему в Ленинграде, да и по всему остальному Советскому Союзу, использовались в большинстве случаев только две краски несколько.
Первая — переизбыток. Зеленая краска нужна была для военной техники, синяя для гражданской — тут достаточно вспомнить синие кабины советских грузовиков. Вторая — практичность. Оба цвета хорошо скрывали надписи на стенах и откровенную халтуру.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВ,начальник производственного отдела «Жилкомсервиса №2» Адмиралтейского района: «Это советское наследие просто, где не было, таких сильных требований к эстетике, где нужно было расселять людей. Опять-таки, Петербург — город коммуналок».
Яркие и разноцветные цвета фасадов — это тоже Петербург, только новостройки. Современная архитектура требует современных решений. Так и хочется ткнуть пальцем в самый пестрый дом и сказать словами обывателя: «Это что еще за вырви глаз»? Но с профессиональной точки зрения все сложнее.
МАКСИМ АТАЯНЦ,заслуженный архитектор Российской Федерации: «Тут есть идея, и она неплохо реализована. Нравится, не нравится – это профессиональная работа. Видите, как зеленый перетекает в оранжевый? Это тот эффект, когда солнце закатное светит. А видите тот дальний дом? Его, скорее всего, построили, а потом подумали: а давайте сделаем его «веселеньким». И получилось плохо, потому что нет идеи».
Разумеется, Петербург — это не только исторический центр. Новые микрорайоны, построенные в 21 веке — это, по сути, отдельные города.
Мы часто говорим об архитектурном стиле нашего города, но не только он делает наш город уникальным и неповторимым. Классическая палитра исторического центра или смелые решения новых районов — это и есть цвет Северной столицы, и именно от этих красок и оттенков сегодня зависит то, каким наш Петербург будет завтра.