Когда была сделана первая фотопанорама города? Как можно открыть новые ракурсы с помощью телескопа? И почему Петербург можно назвать идеальным объектом для съёмки? Репортаж Антона Цумана.
Есть Петербург повседневный. Пробки, прохожие на фоне городских достопримечательностей. А останови кадр – и увидим Петербург в пространстве фотообъектива, у которого есть целых 4 измерения. Время. Место. Расстояние и Свет.
Фотоархив Института истории материальной культуры. Из красной папки бережно извлекается уникальный документ — не просто снимок, а целая панорама Петербурга. Весь город, целиком застывший в моменте времени, который сотрудники института определили довольно точно — 1861-й. Так выглядел Петербург, когда в России отменили крепостное право.
Даже самый длинный стол не может вместить её целиком. 13 фрагментов. Общая длина 4 метра 65 сантиметров. Высота 37 сантиметров. В документах не сохранилось имени автора. Известно лишь, что заказчиком выступал великий князь Константин Николаевич — глава морского ведомства. Фотографии Петербурга уже были. А вот полной панорамы — ещё нет.
А вот такая конструкция была у фотоаппаратов того времени. Похож на этот, из коллекции Музея истории фотографии. Правда, размер был гораздо больше. До изобретения фотоплёнки ещё два десятилетия, так что величина негатива и снимка была один к одному. И уже можно представить, насколько сложной была эта операция для середины 19 века. Внести громоздкий аппарат и сделать 13 идеальных снимков.
Повторить панораму полтора века спустя удалось лишь одному человеку — известному петербургскому фотографу Сергею Компанийченко. В 98-м году во время реставрации шпиля он попал на тот самый круглый балкон. И, по его словам, сначала ничего, кроме разросшихся деревьев Александровского сада, не увидел.
И вот уже пытливый петербуржец имеет возможность сравнить эпохи и заметить: непривычно открытые окна Зимнего дворца, который в то время был жилым зданием. Вид на Коломну, где вместо утраченной в советские годы благовещенской церкви, доминантой стали громады кранов Большого порта. Или адмиралтейскую набережную, точнее её отсутствие, в те времена, когда в адмиралтействе строились и ремонтировались суда.
Следующая возможность сделать такую панораму представится только лишь через несколько десятков лет, при следующей реставрации. И это будет совершенно другой Петербург. Поэтому фотографии, казалось бы, обыденных городских видов уже через полвека приобретут огромную ценность.
Несколько движений, раз, два, три… и в руках одного из самых известных фоторепортёров Петербурга Дмитрия Ловецкого фотоаппарат, совмещённый с телескопом. Вроде приспособление для съёмки звёзд, но в руках художника — способ буквально сжать пространство.
Или Исаакиевский собор, который отсюда кажется крошечным, на снимке как будто нависает громадой над Троицким мостом. Всему виной оптическая иллюзия, пространственное искажение. И в Петербурге, где любой перепад высоты заметен, это превращается в фирменный художественный приём.
А если повезёт с погодой, с моментом времени можно получить совершенно уникальную картинку. Петербург на фоне космоса как он есть.
13 часов, Петербург яркий и по-зимнему пустынный. 16 часов. Солнце заходит, создавая мистику и загадку. 18 часов. Контрастный, подсвеченный фонарями праздничный Петербург на фоне ночного неба.
Чтобы подтвердить этот тезис с главным фотографом Эрмитажа Юрием Молодковцом, отправляемся на фотоохоту на улицу Репина. И хотя в наши планы вмешивается непредсказуемое петербургское небо, для художника, уверяет Юрий, это не преграда.
И вот он — первый подмеченный кадр. Вроде обычное дерево на фоне стены дома — увидит обыватель. Фотограф — контрастный и яркий сюжет.
И такую художественную, «графичную», сторону Петербурга можно встретить почти везде. Парадный дворец рядом с доходным домом, узкую улочку рядом с оживлённым проспектом. А если прибавить к свету и тени интерьеры Эрмитажа, получаются уникальные сюжеты. И в этом контрасте весь Петербург, что делает его идеальным объектом для съёмки.
Вот и получается, что можно по-разному посмотреть на один и тот же Петербург. В каждый момент времени, в любой точке, с любого расстояния и при любом освещении. Зафиксируй его через объектив фотоаппарата, он всегда будет раскрываться по-разному, с новой стороны. Главное — суметь его разглядеть.