Краткое содержание поэмы «Кому на Руси жить хорошо»: семеро мужиков отправились искать счастливого человека сразу после отмены крепостного права. Наталия Бандурина попыталась повторить путь литературных героев, чтобы найти ответ на этот же вопрос.

Репортаж Наталии Бандуриной.

Наталия Бандурина,корреспондент:
«Семеро мужиков сразу после отмены крепостного права отправляются искать счастливого человека, это совсем в двух словах о поэме «Кому на Руси жить хорошо». Классика, известная многим по школе. Давайте так, все что касается глубокого анализа творчества Некрасова – это сюда, в Пушкинский дом, но чуть позже. А пока мы, как мужики из поэмы, пойдем тем же путем и зададимся тем же вопросом. Поехали».

«Поп». Так называлась первая глава поэмы, а еще «поп» теперь слово почти ругательное. Так говорят про священнослужителей, когда хотят их обидеть. 200 лет назад, встретив на своем пути человека в рясе, мужики почти уверены в том, что вот он-то точно  счастливый, богатый и сытый. Ответ священника назвали бы сегодня откровенным интервью.

Отец Сергий служит в Троицком соборе, открытый, молодой современный батюшка. И вот, казалось бы, церковь сегодня не гонима, напротив, строятся храмы, но отношение к священнослужителям в обществе по-прежнему сложное и неоднозначное. Так за 200 лет особенно ничего не поменялось.

ИЕРЕЙ СЕРГИЙ КУБЫШКИН,священник Троицкого Собора:
«Проблема осуждения есть, я могу так сказать, что мы и сами не без греха. Мы, к сожалению, даем поводы для осуждения. Другое дело, что этот повод моментально в век интернета будет растиражирован, а то доброе, хорошее, светлое – нет. Когда выходим на улицу, отношение меняется, я часто на себе ловлю взгляды, часто ощущается ненависть. Нас часто осуждают за то, что мы строим церкви за счет государства. Это не так, это все пожертвования, и именно строя храм, я столкнулся с той ненавистью, о которой говорил. Вот поп потерял края, должен продать квартиру и раздать все нищим».

В поисках счастливых людей, крестьян судьба заносит в село Кузьминское, у Некрасова речь идет о Ярославской области. У нас под Выборгом есть село с таким же названием.

Наше Кузьминское мало чем отличается от того, что в поэме. Вместо ярмарки – продуктовый магазин, промтоварный рядом с заколоченной дверью.

ТАТЬЯНА ЧУЙКО,продавец:
«Света у нас нет во всей деревне, а на улице ни одной лампочки нет. У нас только три автобуса, утреннего автобуса на 9 нет, и на работу уже не уедешь, и вечером сюда не приехать – последний автобус на 5 часов. Бабушки, дедушки сидят дома зимой, им никак уже сюда не доехать и не выехать».

После захода солнца жизнь и правда замирает, а кто не успел на автобус – тот опоздал до завтра.

Как будто временной портал, забываешь, что 21 век на дворе. Особенно когда хозяйка начинает рассказывать о своей жизни. Или это она текст Некрасова пересказывает, непонятно.

ЛИДИЯ ОДЕГОВА,житель села Кузьминское:
«Жизнь у меня была сложная, с мужем жили не очень дружно, он не пил, не ревновал ко всем, у самого подружки были. Как быть счастливой? А вот умер – без него плохо».

Так о сложной женской доле, до Некрасова, пожалуй, мало кто писал. Самое интересное, что и 200 лет спустя, процитировать классика могут в любом современном кризисном центре.

Наталья – волонтер, одна из учредителей фонда помощи женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию. Неожиданно мы начинаем разговор с ее прически. Оказалось, что волосы не отросли после последнего на нее нападения.

НАТАЛИЯ НИКИФОРОВА,основатель Фонда помощи жертвам насилия:
«У дверей моего подъезда мне надели банку с клеем. В какой-то момент это так страшно, что становится смешно».

Она спасает женщин от насилия, прячет их на секретных квартирах, подвергая себя опасности, ей угрожают, а она старается не обращать на это внимание. В год в ее небольшой по городским меркам центр было 300 обращений, всем помогли. Кому спрятаться, кому написать заявление в полицию. Эту девушку пришлось спасать от собственных родителей, когда те хотели выдать ее замуж в 18 лет.

Образование – 1 класс. Жила девушка не где-то в деревне, в соседнем Пскове, куда смотрели органы опеки – не понятно. И ее бы выдали замуж, если бы она не сбежала. Повезло, что попала сюда. А вот теперь вопрос, эта история из нашего времени или она случилась два века назад?

Пьянство. Пожалуй, еще одна беда, которая вне времени. У Некрасова все очень подробно и страшно описано.

Это бывший алкоголик и всеми любимый актер театра «Комик-трест», который поборол  зависимость. Единственный у нас бесплатный центр помощи «Дом на горе» помогает таким, как он. Цифры страшные. Каждый второй в России и сегодня пьет. Писал бы сегодня Некрасов поэму, в недостатке материала проблем бы не было.

ИГОРЬ СЛАДКЕВИЧ,актер:
«Меня потрясло, сколько людей, находившихся на дне, потерявших все жилье, работу, семьи, возвращаются и возвращаются. Это работает. У нас ведь все с роддома начинается, ребенка начинают обмывать, все праздники, и так всю жизнь. Он передается генетически, он не станет, а генетически уже заложено. У нас в каждой семье есть погибший от этой проблемы».

Игорь снял документальный фильм о себе и о таких, как он. И, к сожалению, сегодня это мог бы быть нескончаемый сериал. Возвращаясь к классику, бери хоть с любой строчки вот этих бесценных подлинных рукописей самого автора, все будет про нас сегодняшних.

ТАТЬЯНА ЦАРЬКОВА,главный научный  сотрудник Института русской литературы Российской Академии Наук:
«Про ответ, кажется, к нему пришли с тем же вопросом однажды, так кому же живется хорошо? А он то ли в шутку, то ли всерьез ответил – пьяному. Это поэма – она вне времени и пространства, и это вопрос – он и для нас сегодняшних существует. Это, конечно, великий поэт был».

Единственный парадокс, тема достойная отдельного произведения заключается в том, что 200 лет спустя герои нашей, современной поэмы, несмотря ни на что, оказались счастливыми людьми. И это внутренне  состояние не зависит от времени и обстоятельств, а от самого себя.