Репортаж Ивана Уварова.

Небольшой бар в центре Петербурга. Этим вечером здесь, как обычно, дают стендап-шоу. Но сегодня на сцене эксперимент.

Это Владос, он сам себя так называет. По нашей просьбе он читает монолог Аркадия Райкина. И впервые во время его выступления в зале тишина. Публика не понимает, что происходит, почему не смешно?

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Конечно, добрый зритель в 9-м ряду, это художественный образ. Но, кажется, что каждый житель Советского Союза, когда слышал этот текст, говорил: Аркадий Исаакович, это я ваш тот самый добрый зритель».

От тунеядца до директора пуговичной фабрики. И даже спустя десятилетия, в этих героях мы узнаём не только себя сегодняшних, но и ситуации разыгранные Райкиным. Вот, например, таксисты. Они по-прежнему задают пассажирам слишком много вопросов. И они всё также пытаются неловко шутить.

Как он это делал? Почему эти тексты именно в его исполнении до сих пор смешны и злободневны? За ответом на эти вопросы отправляюсь туда — где Райкин учился профессии. Хотя, тому, что делал он на сцене — разве можно научить?  

Моховая, 34. Театральный ВУЗ. Кафедра эстрадного искусства и музыкального театра. Вот они — молодые, подающие надежды будущие актеры легкого, но такого сложного жанра — жанра,  в котором работал Райкин.

У него есть сверхзадача. Но даже этот ответ вряд ли поможет разгадать тайну феномена артиста Райкина. Артиста, который никогда не позволял себе лукавить перед публикой. Делать что-то в угоду высокопоставленным чиновникам. Он всегда был честен и перед зрителем, и перед самим собой. И в жизни, и на сцене.

Да, в этом репортаже можно было рассказать про счастливую актерскую и непростую человеческую судьбу артиста Райкина. Про то, как ему запрещали выступать. Как пришел в ЦК отстаивать свое право выходить на сцену, и прямо в кабинете чиновника у него случился первый инфаркт. Про то, как его буквально в конце жизни заставили покинуть родной Ленинград. Да, много всего было. Но главным для него всегда оставался — Его Величество Зритель!