О том, как эвакуировали Ленинград, о судьбах людей и их подвиге — репортаж Наталии Бандуриной.
Наталья Бандурина,корреспондент: «22 января 42 года началась массовая эвакуация людей из блокадного города по льду Ладожского озера. От Финляндского вокзала поезда шли до станции Борисова Грива, сегодня время в пути составляет около часа, 80 лет назад поезд мог идти от недели до двух».
Здесь ленинградцы пересаживались на грузовики, людей везли до острова Осиновец. Впереди был самый опасный участок пути. Ладога. Ледовая трасса длинной 30 км, она войдет в историю как Дорога Жизни. Не было бы ее — не было бы Ленинграда.
Можно приводить цифры, поднимать архивы, а можно просто спуститься под воду мирного с виду озера. Говорят, когда поисковики только-только начинали разведку, по затонувшим машинам и автобусам можно было ходить, переступая с крыши на крышу. Точно до сих пор никто не может сказать, сколько здесь затонувшего транспорта.
Сергей с друзьями на общественных началах занимается подъемом и реставрацией техники поднятой со дна озера. Самая первая «полуторка» стала памятником. На сегодня это больше 20 машин, про каждую можно снимать отдельное кино.
СЕРГЕЙ МАРКОВ,директор Военно-исторического центра «Кобона»: «Нас все поражает. Мы поднимаем набор инструментов, а он рабочий. Но самый такой момент — это стекло со следами от котелка. Того самого, который не давал спать водителю».
Самым сложным и опасным участком трассы считался 9 км. Там, когда менялся ветер, во льду образовывалась гигантская трещина. Она и сейчас появляется. Машина скапливались, в этот момент немецкие летчики начинали обстрел.
Самые страшные находки — детские игрушки. Их до сих пор поднимают со дна озера поисковики. О том ужасе, который не пережили ленинградские дети, Ладога напоминает исправно. Эти цветные попугаи и рыбки сейчас хранятся в Музее Обороны и Блокады Ленинграда.
В первый год работы ледовой магистрали, в 41-м, тонули в основном машины, которые шли без груза, всего под лед ушло 50 машин. Ответ, почему так происходит, дали ученые Физтеха, оказалось, грузовик во время движения входил в резонанс с волной подо льдом и проваливался. Чтобы этого избежать, физики изобрели прибор — прогибограф.
На дно бросался якорь, на льду устанавливалась рама с самописцем. Между ними натягивалась сруна. Когда лед колебался, карандаш на ленте самописца рисовал кривую.
ЕКАТЕРИНА КУНИЦЫНА,старший научный сотрудник Физико-технического института: «Наблюдения могли вестись до суток, установили, как только появлялись критические значения, то движение останавливалось. Прибор установил жесткие ограничения прохождения транспорта».
Этот прибор, собранный буквально на коленке, из металлической опоры ограды института и двух карандашей, спас сотни жизней, благодаря ему машины шли по льду толщиной всего 10 см, до самой весны и не проваливались.
В доме Олега Ивановича, в поселке Бернгардовка мало что изменилось, разве что появилась бытовая техника. Ему было три года, когда в дверь постучали люди в форме и сели погреться у печки. Потом он узнает: это были наши разведчики, которым предстояло определить направление для ледовой трассы. А на самом деле — определить будущее Ленинграда.
ОЛЕГ КОСТРОМИН,пенсионер: «5 человек в полушубках вооруженных людей, у одного кинжал был. Я помню, он меня так заинтересовал. Да, и они у нас переночевали в нашем доме — разведчики дороги жизни».
В представлении обывателя Дорога жизни — вереница машин, идущих друг за другом. На самом деле, это сложная инфраструктура, как сказали бы сегодня.
В ноябре 42-го здесь даже появилась железная дорога. По дну Ладоги был протянут нефтепровод, электрический кабель, благодаря чему в осажденном городе ходили трамваи. Летом по воде шли баржи и буксиры. Александр Григорьевич хранит документы и фотографии своего легендарного деда Василия Малова, который наладил и контролировал водное сообщение между блокадным городом и большой землей.
АЛЕКСАНДР ГЕДРИМОВИЧ,Капитан 1 ранга, внук Василия Малова: «Там находилась база Гольцмана, там собирали баржи, здесь были построены порты, у каждого порта было свое назначение. У Осиновца — это были грузы и эвакуация, сверху было бы видно Кобону, куда отправлялись люди с этого берега».
Осенью 42-го у всех еще в памяти трагедия, которая случилась годом ранее, 16 сентября, когда немцы уничтожили баржу под номером «752», тогда погибло почти тысяча человек. Но изможденные от голода люди готовы были рисковать. В числе прочих этот 6-лений мальчик. О том, как проходила эвакуация, тогда снимали для кинохроники, так Олег случайно попал в кадр, а на самом деле в историю.
Мама была почтальоном, ее из города не выпустили, в эвакуацию Олег отправился с бабушкой. 80 лет прошло, а он помнит все до мелочей. И как ждали буксир, и как потом грузились в поезд.
ОЛЕГ КОЗЕЛЬСКИЙ,пенсионер: «Сидели на поле 2 дня, просто сидел. А как вы хотели — ждали вагоны, когда придут. И вот там была такая подножка, я бы залез, а бабушке никак. И вот добрые люди ей помогли, натянули простыню, подняли ее».
Всего за две блокадные зимы по ледовой магистрали было перевезено более 1 млн. тонн грузов и эвакуировано около 1,5 млн. человек. Знаменитый памятник на Вагановском спуске, откуда отправлялись машины в Кобону, на тот берег, называют «Разорванное кольцо». Ветераны предпочитают говорить иначе – несомкнутое. Беспрецедентный случай в мировой истории – подвиг строителей, водителей, моряков, регулировщиков, водолазов Дороги Жизни, благодаря которой спасли Ленинград.