Уникальная реставрация главного памятника Империи. Какие тайны открывают специалисты в ходе своей работы? Почему Медный всадник — это не просто памятник? Сколько лет Гром-камню? И какое у монумента самое слабое место? Интервью программы «Пульс города».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «А теперь внимание. Сейчас мы покажем уникальное интервью. И показать вам то, что сейчас вы увидите через некоторое время, больше не будет возможности. Как минимум на протяжении ближайших 70 лет. Речь идёт о реставрации главного памятника Петербурга – Медный всадник. Олицетворение извечного русского вопроса, про то, как Пётр Россию поднял на дыбы, и теперь не понятно, куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта. Куда мы скачем? Зачем? И самое главное – как и где России найти свой путь? Вот почему этот первый в истории России памятник руководителю государства имеет очень глубокий исторический подтекст. А для нашего города Медный всадник – не просто памятник Петербурга. Это и есть Петербург. Это Гений места. И вот сейчас его реставрируют. Очень сложный кропотливый процесс, которым сейчас занимаются профессионалы высшей классификации. Медленно, сантиметр за сантиметром идёт эта реставрация. Сам процесс проходит под строгим контролем сотрудников Музея городской скульптуры. Вот давайте с одним из самых уважаемых специалистов в этой области, старшим научным сотрудником Музея городской скульптуры Надеждой Ефремовой мы и пойдём туда, и посмотрим, что там происходит. Мотор!»
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Надежда Николаевна, огромное спасибо, что согласились дать нам интервью. Мы приехали к вам с одной простой просьбой, чтобы вы показали на Медный всадник. Какие-то тайны вы уже раскрыли?
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Да, этот памятник всегда в центре внимания, но продолжает преподносить нам сюрпризы. Во-первых, нам повезло, пристальное внимание к памятнику позволило привлечь ученых. Они брали пробы с Гром-камня, изучали их. Был сделан вывод, что камень совершенно уникальный, аналогов по составу нет. Долгое время считалось, что это обычный рапакиви, сорт гранита, который широко использовался в Петербурге, на берегу Финского залива. Остались массивы камней, которые возвышаются. Но по своему составу не имеют ничего общего с нашим Гром-камнем. Ледник его принес, наша задача определить возраст этого камня.
Мы знаем, что это был не монолит. Монолит – только центральная часть. Всё остальное – дополнительные камни. Фальконе нужно было создать впечатление, что конь долго и упорно стремится наверх, должен был удлинить камень. Сейчас произведена расчистка соединительных швов».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Хирургическая работа. Реставрация – это искусство»
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Абсолютно правильно вы сказали. Нам предстоит работать с этими швами, тут нужно проявить отношение как к искусству. Сделать этот шов надёжным и красивым, незаметным, очень аккуратным. Тогда у нас будет впечатление единого камня».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Давайте посмотрим на копыта коня. Там я вижу что-то интересное».
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Перед нами две задние опорные ноги коня. Внутри них есть опорный железный каркас. Бронза – как эластичный чулок, который надели на каркас. Несущая конструкция имеет выход из копыт, уходит дальше, вглубь толщины гранита на 90 см».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Внешне, мне кажется, хорошее состояние бронзы».
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Бронзы – да. Вы, наверное, помните, что ежегодные промывки осуществляет Музей городской скульптуры. Чтобы защитную, зеленого цвета патину укрепить.
У нас есть редкая возможность увидеть не только всю пластическую проработку передних ног коня, ноги всадника. Мы видим медвежью шкуру, когти медведя. Седлом нашему всаднику служит медвежья шкура.
У нас остался неисследованным только хвост. Он не скреплен с основным каркасом, он сам по себе. Не является напрямую третьей точкой опоры. Он не упирается в гранит. Он соприкасается со змеёй. И только через змею третий опорный стержень уходит в Гром-камень. Чтобы увеличить запас прочности своего детища, Фальконе придумал эту змею. В первоначальном варианте змеи не было. Он даже писал Екатерине: как вы относитесь к появлению змеи, объясняя, что это и есть третья точка опоры. Она легла очень хорошо в контекст памятника. Змея, раздавленная копытами коня, – символ злобы, косности, всего, что мешало Петру в его преобразованиях.
Мощный конь, мощный всадник. Особенно с этого ракурса, есть ощущение Кентавра, что они слиты между собой. И всё понятно, что этот конь беспрекословно выполнит любую волю всадника.
Рука Петра, указующий жест, очень выразительная деталь. Очень выразительная рука. Но здесь бронза была очень тонкостенная, появились трещины, через которые вода поступала внутрь. Нам оставили запись реставраторы 1909 года, что из брюха коня было откачено 150 вёдер воды.
Если мы с тыльной стороны «поздороваемся» с Императором, мы увидим проработанные бугорки, как мозоли, у основания пальцев. Потому что мореплаватель, плотник на троне вечный был работник».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Что современники говорили: насколько он похож?»
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Петр узнаваем по своим портретным чертам. Но вместе с тем – степень обобщения до образа героя».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Всё-таки Медный всадник – главный символ нашего города. Вы испытываете груз ответственности? Или для вас это прозаично и обыденно?»
Надежда Ефремова,старший научный сотрудник Государственного музея городской скульптуры: «Конечно, это колоссальная ответственность. Это не просто очередной скульптурный монумент Петру I. До Медного всадника памятников на улицах и площадях в России не было. Это еще и неразрывная связь с Пушкиным, который дал ему это блистательное название – «Медный всадник»».