Новый мост через Большую Неву и скоростная железнодорожная магистраль: где их будут строить и чем придётся пожертвовать? Репортаж Александра Лисицына.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«А теперь об одном очень важном событии, которое произошло на этой неделе. И это событие во многом изменит ныне существующий облик города. Дело в том, что на днях прошло заседание Совета по сохранению культурного наследия при губернаторе Санкт-Петербурга. Главный вопрос – как сейчас в существующую и сформировавшуюся историческую ткань города вписать новые объекты транспортной инфраструктуры, которая так необходима современному Петербургу. Городу, который уже достиг отметки в 7 миллионов жителей. Для 7-миллионного мегаполиса существующая система транспортной логистики уже устарела. Нужны новые решения, которые в корне изменят ситуацию. И вот, на этом совете по сохранению культурного наследия и обсуждали два очень важных проекта. Первый – это новый мост через Большую Неву. Мост, который соединит левый и правый берег Невы, Невский и Красногвардейский районы. Второй – создание транспортного узла за Московским вокзалом. Это будет даже не транспортный узел, а современный, говоря языком специалистов, транспортный хаб. То есть точка соединения всех транспортных потоков, которые приходят в город. Именно эти вопросы и рассматривал совет по культурному наследию при губернаторе. Перед заседанием совета к участникам этого совещания обратился губернатор Александр Беглов».
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга:
«Петербург – город с огромным культурным наследием, которое мы обязаны сохранить. Это наша с вами обязанность. В то же время, мы должны реализовывать планы дальнейшего развития города, в том числе, строить новые транспортные объекты. Эти вопросы в ряде случаев решаются непросто. Владимир Владимирович Путин принял решение и поддержал создание высокоскоростной железнодорожной магистрали Петербург – Москва. Реализация такого масштабного проекта имеет очень важное значение для регионов, по которым она пройдёт. И для страны в целом. Город всесторонне поддерживает этот проект. Один из главных вопросов – строительство нового вокзала в Петербурге».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«И тут надо отметить, что речь идёт не о каком-то далёком призрачном будущем. Речь идёт о нашей современности. Новый Петербург рождается уже сегодня. Проекты есть. Финансирование, благодаря поддержке Президента Владимира Путина, есть. Осталось лишь реализовать эти идеи. И вот тут наступает самый сложный момент. А как соединить острейшую необходимость в плане развития нашего 7-миллионного мегаполиса, мегаполиса современного, европейского,  с той уникальной архитектурной и исторической средой, которой гордится Петербург? Как найти этот баланс, эти пропорции, эту золотую середину? Крайне сложная задача. Но мы должны её решить. Права на ошибку у нас нет. Потому что другого Петербурга у нас нет и не будет. Александр Лисицын продолжит тему».

Новый — Большой Смоленский — мост протянется через Неву от створа улицы Коллонтай до створа Большого Смоленского проспекта. Идея строительства этой переправы была обозначена еще в генпланах Ленинграда: и от 1948 года, и от 1987.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Действительно, с одного берега Невы до другого, кажется, рукой подать. Но этот участок Невы находится ровно между мостом Александра Невского и Володарским. Что с одной стороны объезжать, что с другой — долго и неудобно».

На обоих берегах ведется активная застройка. В удобном маршруте нуждается 830 тысяч жителей. К слову, в последний раз через Большую Неву возводили Вантовый мост, но это было больше 10 лет назад, еще в середине нулевых.

Характеристики Большого Смоленского моста: конструкция держится на металлических арках, разводной пролет, три полосы в каждую сторону, широкие тротуары, велодорожка и трамвайные пути.

Новый мост стал одной из двух главных тем на заседании совета по сохранению культурного наследия Петербурга.

ИГОРЬ ПАСЕЧНИК,генеральный директор НИИПИ «Спецреставрация»:
«Немножко остановлюсь на зданиях исторических, которые попадают в зону строительства нового моста, и которыми, к сожалению, придется пожертвовать, чтобы развязку новую построить».

Ради развязки нового моста на левом берегу Невы, скорее всего, придется снести сразу 6 домов 30 – 50 годов прошлого столетия. С важной оговоркой — все они не раз перестраивались и поменяли исторический облик фасадов. Еще 2 здания примерно той же эпохи, кажется, получится спасти. Это жилой дом и небольшая ветлечебница.

Заброшенный «Невский рынок» на проспекте Обуховской обороны. Это здание тоже находится в зоне строительства развязки Большого Смоленского моста и местные жители боялись, что и его тоже снесут. В советскую эпоху это был, как бы сейчас сказали, один из самых больших маркетплейсов Ленинграда.

В 21-м веке тягаться с сетевыми супермаркетами стало непросто, дела пошли куда хуже. Перед пандемией городские власти из-за долгов расторгли договор с компанией-арендатором. А уже в пандемию здесь целый год квартировал неофициальный музей стрит-арта. Но и этот формат долго не продержался — из-за местных хулиганов и любителей спиртных напитков.

НИКОЛАЙ СТЕКОЛЬНИКОВ,автор экскурсий по уличному искусству:
«Здесь разного контингента люди были. Тут же устраивали даже фотовыставку художники. Все цивильно было, никто ничего не ломал, ничего такого не делал».

На данном этапе проектирования Большого Смоленского моста «Невский рынок» под снос не попадает. Похоже, павильон все-таки удастся сохранить, у этого здания с непростой судьбой будет еще один шанс на новую жизнь.

Второй масштабный проект, который на этой неделе обсуждали на заседании совета по сохранению культурного наследия — терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали. Новая ЖД-линия свяжет две столицы. Время в пути будет меньше 2-х с половиной часов, быстрее, чем на «Сапсане».

Как выглядят железнодорожные узлы будущего, можно представить, посмотрев на опыт магистрали между Шанхем и Пекином. Годовой пассажиропоток — 80 млн. человек, поезда отправляются каждые 3 минуты, на линии находятся 244 моста и самый длинный в мире 164-километровый — виадук.

Главная сложность нашего проекта — расположение вокзала высокоскоростной магистрали в центре Петербурга. Кстати, в конце 90-х его уже собирались строить, даже расчистили котлован под этот объект.

Котлован в народе так и прозвали — самая большая яма Петербурга. Уже потом на его месте появился крупный торговый центр. Прямо за ним, чуть дальше по Лиговскому проспекту, находится самое удобное с точки зрения авторов проекта ВСМ место для современного терминала.

Это исторический квартал складов Кокарева — одного из богатейших русских бизнесменов конца 19 века. А еще мецената, писателя и коллекционера — неудивительно, что и здесь каждый пакгауз будто говорит: «и я тоже Кокорев».

АЛЕКСЕЙ ЕРОФЕЕВ,краевед, член топонимической комиссии Санкт-Петербурга:
«Корпуса, вроде, складские, должны быть похожи друг на друга, но посмотрите: разная кирпичная кладка, разный рисунок, нигде ничего не повторяется, это целый городок. Здесь кафе, какие-то концертные залы, выступают артисты, снимают кино, здесь жизнь кипит».

Здесь, как и в случае со строительством Большого Смоленского моста, скорее всего, придется «резать по живому». По-другому никак. Задача сверхсложная — построить терминал, при этом по максимуму сохранить уникальную застройку.

НИКИТА ЯВЕЙН,руководитель архитектурного бюро, член совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга:
«Я знаю не понаслышке все эти здания. Я все их облазил в свое время. Каждый посетил. Я могу сказать, что последние четыре пакгауза – это, действительно, великолепно сохранившиеся пакгаузы, сохранили очень интересный конструктив. Все остальные очень разного уровня, скажу вам честно».

Для дальнейшего обсуждения проекта вокзала ВСМ была создана отдельная рабочая группа. Вот как обозначил ее приоритеты вице-вице губернатор Петербурга Николай Линченко, отвечающий за строительство и реставрацию в нашем городе. Ведь, по сути, именно он будет, образно говоря, ставить запятую в знаменитой формуле «казнить нельзя помиловать».

НИКОЛАЙ ЛИНЧЕНКО,вице-губернатор Санкт-Петербурга:
«Развитие с пиететом к историческому наследию — это и есть золотая середина».

А вот мнение одного из самых известных градозащитников Петербурга Михаила Мильчика.

МИХАИЛ МИЛЬЧИК,заместитель председателя совета по сохранению культурного наследия Санкт-Петербурга:
«Нужны компромиссы, если мы пойдем лоб в лоб, мы ни одну, ни другую проблему не решим».

Согласно последним собранным данным, население Петербурга приближается к цифре в 7 миллионов жителей. Нагрузка на транспортную инфраструктуру растет и очевидно, что новые мосты и вокзалы очень нужны нашему городу. Эти решения должны не только обсуждаться, но и приниматься. С другой стороны, нужно всегда помнить, что наш город просто обязан сохранить свою культурную и архитектурную уникальность. Права на ошибку у нас нет, как нет у нас и другого Петербурга.