104 года со дня Октябрьской революции. Что напоминает о ней сегодня, кроме монументальных символов? Где принималось судьбоносное решение о её начале? Чем жил в эти дни Петроград? И что обсуждали его жители? Репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман,корреспондент:
«Вот узнаваемый многими образ: Ленин на броневике. Один из символов Революции. Правда, выступил здесь он в ещё апреле 1917 года. Это то, что мы знаем хотя бы из школьных учебников. Но феномен «Октября» настолько сложный, что и у него есть свои «белые пятна», почти неизвестные страницы».

У памятника видна только башня ленинского броневика. И вот первый вопрос. А что это была техника? И как Ильич смог туда попасть? Что ж, попытаемся представить,  как это было.

Из всей речи Ленина запомнилась только эта, последняя фраза. Тогда, в апреле 17-го никто не предполагал, что произойдёт буквально через полгода. И стенограмму выступления не вёл. Оригинальный броневик теперь экспонат музея артиллерии. Этот — его копия, воссозданная реконструктором Александром Захаровым по оригинальным чертежам. Такие бронеавтомобили с начала первой мировой собирались на английских шасси рабочими Путиловского завода. Поэтому внутри всё по-военному строго.

Так и родился, говоря языком маркетологов, удачный бренд, в котором объединились и военная мощь и трибуна, и сам вернувшийся на родину герой-изгнанник. Настоящий враг капитала. Однако о чём на самом деле говорил с броневика Ленин, так и останется исторической загадкой.

Антон Цуман,корреспондент:
«В ночь на 24 октября нанимательница квартиры в этом доме Галина Фликерман наказала мужу, меньшевику Суханову, до утра не появляться. Поставила чай. А уже в сумерках постепенно, по одному, через эти двери прошли 12 человек. Ленин, Сталин, Свердлов, Орджоникидзе, Коллонтай… В общем те, кто по итогам Октября сформирует состав Политбюро. А тогда именно за дверью этой квартиры и решился вопрос, который изменил не только российскую, но и мировую историю. Быть или не быть вооружённому восстанию».

В октябре 17-го именно этот,  ныне престижный уголок Петроградки, как нельзя лучше подходил для обсуждения того, что в современном уголовном кодексе называется ст. 278 «Насильственный захват власти».

Вплоть до 91 года в этой квартире располагался один из филиалов Музея Ленина. Который ввиду особой политической значимости курировали непосредственно из ЦК КПСС. Сегодня здесь размещаются фонды музея «Смольный», закрытые для широкой публики. А сам легендарный адрес, по сути, забыт, хотя о событиях тех месяцев здесь напоминает почти каждый предмет.

Это столовая, где и происходило заседание, изменившее ход всей мировой истории. Маленькая комнатка, квадратов 12, примерно по квадратному метру на каждого из собравшихся. Фотосъёмка, понятное дело, не велась, так что представить, как всё происходило можно лишь по художественным образам, появившимся уже в 20-е годы. Вот, например, классическое восприятие. Ленин лысый и с бородкой.

А вот картина художника Пчелина, где Ленина можно определить лишь по мизансцене. Вот он — без усов и в парике. Маскировка и конспирация. Что, как ни странно, совершенно не остужало горячие споры о том, начинать ли вооружённое восстание.

Что происходило дальше, известно и по учебникам истории, и по кинофильмам, и по художественным образам, ставшими стереотипами Великого Октября. Выстрел «Авроры», штурм Зимнего. Но это уже кульминация, а прелюдия происходила здесь — Почтамтская улица. В точном соответствии с ленинскими инструкциями — мобилизовать рабочих, занять телеграф и телефон. И в ночь на 25 октября солдаты Кексгольмского полка вышли из казарм и захватили и телеграф, и почту, затем и главное управление, там, где сегодня располагается Музей связи. И если с почтой всё прошло гладко, телеграфисты боролись до последнего.

В общем, полная иллюстрация тезиса — у того есть власть, у кого есть связь. Захватить телеграф тогда — всё равно, что сегодня захватить интернет. А вскоре в руках восставших оказывается ещё и самый оперативный способ связи – телефон. Вот он, буквальный свидетель тех событий – коммутатор Гейснера. До первой автоматики ещё 20 лет. Связываться со Смольным приходилось буквально вручную.

А вот те самые телефонограммы, которые по захваченным линиям стекались в штаб революции. Теперь — единицы хранения Архива историко-политических документов. Вот, например, доклады о ситуации в районах Петрограда. Большинство рапортует: на местах  всё спокойно. Насколько это возможно в то непростое время.

Солдаты, матросы, рабочие — образы революции, дошедшие до нас на фотографиях. Рассмотрим их чуть подробнее, в чём нам любезно согласились помочь реконструкторы военно-исторического клуба «Наш Политех». Кстати, именно такая публика и могла собраться вместе в белом зале университета в мае 17-го на встрече с Лениным.

Это, что называется, классические и узнаваемые образы. А вот как выглядел тот самый пролетариат, опора революции. Вот рабочий завода Айваз, она же «Светлана». Дешёвое шерстяное пальто, яловые сапоги. Рядом курсистка, возможно одна из первых студенток «Политеха».

Более века прошло с событий Великого Октября. И в этой истории остаётся ещё много белых пятен и неизвестных страниц. Что-то забыто, что-то искажено глянцем советской историографии. Но всё равно изучать деталь за деталью и восстанавливать картину тех дней очень важно и интересно. Тем более для нас, жителей города, который называют Колыбелью трёх революций.