Как рождаются и почему умирают креативные пространства в Санкт-Петербурге – в репортаже Ивана Уварова.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Если любить свой город, то таких некогда величественных и даже монументальных, а ныне умирающих зданий будет меньше. Бывший кабельный завод стал местом, где можно наслаждаться морем, а в одном из бывших цехов ситценабивной фабрики готовится принять зрителей «Невидимый театр»».
Почему «невидимый»? Да потому что здесь всё не так, как в привычном театре. Администратор моет окна. Актриса красит стены. А главный режиссер в перерыве между столярными работами дает интервью.
СЕМЁН СЕРЗИН,режиссёр, актёр и основатель «Невидимого театра»: «Гримёрка со вторым этажом — это всё было здесь, мы ничего не делали, мы положили пол, окно должны вставить. А так – я пришел, увидел и понял: о, кайфово!»
Фабрика имени Слуцкой на Кожевенной обеспечивала весь Советский Союз бязью, фланелью и даже маскировочными сетями. В последние несколько лет все 17 корпусов выглядели, как декорации к фильму ужасов. Теперь каждый вечер здесь будут давать высокое искусство.
Вот он – новый взгляд на индустриальное наследие. Давать второе дыхание, новую жизнь заброшенным промышленным зданиям. То, что петербуржцы называют общественным пространством. А эксперты модным термином: новая культурная география. Отправляюсь в путешествие. Модное путешествие.
Настоящие саморезы и живопись. Такое сочетание тоже возможно. Выставка «Острые ощущения» в здании бывшего завода «Муздеталь». Ну, чем не современное искусство!
СЕМЁН МОРГУНОВ,креативный продюсер музея современного искусства «Артмуза»: «Это же очень стильно, да и это бы очень хорошо смотрелось в каком-нибудь современном интерьере, но без пошлости».
Здесь 13 тысяч квадратных метров. И 9 галерей. В каждой из которых раз в месяц — новая экспозиция. И никаких строгих музейных правил. Гуляй, фотографируй, обсуждай, наслаждайся!
Без смартфона здесь чувствуешь себя чужаком. В этом месте обязательно нужно делать селфи, позировать фотографам или снимать ролик в тик-ток.
Авторы «Севкабель Порта» решили пойти дальше. И теперь заявляют: все промышленные набережные Васильевского острова скоро станут такими. И даже лучше.
АЛЕКСЕЙ ОНАЦКО,куратор проекта «Севкабель Порт»: «Это глобальная идея объединения всех промышленных набережных в единое общественное городское пространство. От Косой линии до Морского вокзала».
Масштабный проект, который уже получил кодовое название «Гавань 2.0». И вот первый шаг к воплощению глобальной задумки. Новая набережная с видом на наше петербургское море.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Набережная Обводного Канала. Теперь это место все знают не как бывшую прядильно-ткацкую фабрику, а как бывшее креативное пространство «Ткачи». Теперь здесь бизнес-центр. И если за последние 15 лет в городе открылись более 20 креативных пространств. То за последний год как минимум на 2 из них стало меньше».
Закрыты «Голицын Лофт» на Фонтанке и «Арт Плей» на Красногвардейской. Фатальные обстоятельства. Последствия пандемии. Нет! Новая жизнь. Новый этап. Чрезмерная популярность – причина закрытия.
АНДРЕЙ КОСАРЕВгенеральный директор международной консалтинговой компании: «Место приобретает известность, популярность и привлекательность, оно заставляет собственника менять ожидания по поводу стоимости этой недвижимости, арендных ставок, которые он может получать, ему становится невыгодно поддерживать этот прежний культурный или арт-формат. И он так или иначе трансформирует площадку. Либо в офисное пространство, либо в жилую застройку».
Вот и получается, что одни зарабатывают и развивают свой бизнес. А город лишается точек на карте той самой новой культурной географии. Идеальное решение нашли в «Никольских рядах». Здесь рискнули. Построили общественное пространство. Во дворе, окружённом гостиницами.
Мы застали уходящую натуру. Никольские закрыты на реконструкцию. Готовятся к новому зимнему сезону.
Общественное пространство в «Никольских» отработало два сезона. Пока говорить о выгоде, конечно же, рано. В культуру нужно вкладывать. Иногда миллиарды, как это планирует сделать Ольга, новая владелица особняка Лопухиных-Нарышкиных на Литейном.
И у Никольских рядов, и у особняка на Литейном, и у других наших героев обязательно всё получится. По крайней мере, в это хочется верить. Потому что каждый из них занимается своим делом не ради выгоды и прибыли.
Наверное, основатель Петербурга хотел, чтобы спустя века этот город продолжал оставаться не просто самым красивым, но и одним из самых современных в мире. И пока у нас есть вот такие подвижники – а как иначе назвать людей, которые тратят свое время, силы, нервы и не получают прибыли – Петербург точно будет оставаться городом, в котором не просто комфортно, но и интересно жить.