Биржевой мост как минимум на полтора года закрывают на капитальный ремонт и для водителей, и для пешеходов. Корреспондент Александр Лисицын попал внутрь разводного механизма и послушал, как бьётся сердце этой сложной инженерной конструкции.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Официально Биржевой мост должен был закрыться на капремонт в эту пятницу. В итоге сроки чуть сдвинулись, по техническим причинам. Пока что с Мытнинской набережной еще можно быстро попасть на стрелку Васильевского острова и пешком, и на автомобиле».

Биржевой мост закроют для любого движения как минимум на полтора года, до ноября 2022. Полностью работы завершатся и вовсе только в мае 2023-го.

Первую временную переправу от Тучкова Буяна к Стрелке Васильевского острова возводили еще при Петре Первом. Постоянная появилась только в конце 19 века. После революции Биржевой мост переименовывали в мост Строителей Нового Мира. И перестраивали, в какой-то момент здесь было даже два параллельных моста, основной и дублер.

Нынешний Биржевой мост открыли только в 1960 году. К слову, с тех пор его ни разу не ремонтировали, только подкрашивали.

Для Дмитрия Майорова Биржевой мост – не просто инженерный объект, а второй дом. За двадцать лет работы начальником бригады и правда выучишь каждую шестеренку. Нас ведут к самой большой, она и поднимает пролеты переправы. Этот разводной механизм даже получил эпизодическую, почти невидимую роль в знаменитой советской комедии Эльдара Рязанова.

После ремонта отслужившую свое электромеханику заменят на современную гидравлику и разводка будет идти 4 минуты вместо 8-ми. На случай отказа техники здесь изначально спроектирован альтернативный способ подъема пролетов.

Главный враг Биржевого моста – протечки. С моста их, конечно, не видно. Под мостом картина совсем другая. Ржавый каркас пролетов – его заменят на новый стальной. Бетонные плиты тоже свое обслужили.

Но самый наглядный пример того, как время и суровый климат разрушают с виду прочную инженерную конструкцию, снаружи не увидишь.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Это котлован Биржевого моста. Мы находимся прямо под проезжей частью, можно услышать, как громко стучат колеса автомобилей. В это помещение опускается противовес, который при сведении или разведении уравновешивает крыло переправы».

А сам противовес — это три бетонных блока весом в 1500 тысяч тонн, столько же, например, весит пассажирский поезд на 27 вагонов. И на одном из блоков можно увидеть ледяные подтеки, скорее всего, это замерзла соль и вода, которыми поливают сам мост.

Мосты Петербурга — это, конечно, не только романтика белых ночей. С точки зрения инфраструктуры — это один из главных двигателей развития города.

Взять ту же Петроградскую сторону, желательно на дореволюционных гравюрах. На дальнем плане сонная окраина: в палисадниках деревянных домов бродили куры, главными новостями района были разбитые повозки, терпящие бедствие в грязи немощёных улиц.

Всё изменилось в 1903 году, когда район соединили с левым берегом Невы.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Этот деревянный особняк на улице Попова был построен в середине 19-го века. Чудом уцелевшее здание, в котором еще можно разглядеть, если очень присмотреться, ту самую сонную дачную Петроградскую сторону, которая была здесь до строительства Троицкого моста».
ЮЛИЯ ГОРСКАЯ,краевед:
«Нынешнее здание, которое вы сейчас видите, оно ведь не всегда было большим помпезным особняком. Он таким стал, когда им владел Владимир Михневич, известный литератор, человек состоятельный. До этого дом был одноэтажным и с мезонином».

Сегодня даже там, где 100 лет назад была самая дальняя окраина, давно выросли новостройки. К слову, последнюю постоянную переправу через большую Неву – Вантовый мост – перебросили 17 лет назад. Сейчас объявлено о строительстве Большого Смоленского моста, он свяжет два района — Невский и Красногвардейский — и 850 тысяч жителей. Но и этого мало. Новые мосты сейчас нужны Петербургу, пожалуй, даже больше, чем раньше.

ГЕННАДИЙ БОГДАНОВ,профессор кафедры «Мосты» Петербургского университета путей сообщения Императора Александра Первого:
«В идеале, расстояние между мостами должно быть меньше километра. Для примера, расстояние между Володарским и Александра Невского около 7 километров, между Невского и Большеохтинским примерно 2 километра, между Большеохтинским и Литейным, если не ошибаюсь, 4 километра. Получается, пока очень большие расстояния».

Мосты в Петербурге – величественные и совсем небольшие, пешеходные, автомобильные и железнодорожные, разводные, арочные и вантовые – гораздо больше, чем красочное ночное шоу для туристов. Мостами Петербург шагал от Петропавловской крепости на север, юг, запад и восток. Мосты, если совсем честно, сводят и разводят не только свои пролеты, но и судьбы жителей города. Наши петербургские мосты нужно беречь и вовремя ремонтировать — они ведь только с виду железные.