Первое октября – Международный день пожилых людей. А что такое быть пожилым? И какие новые горизонты жизни можно открыть для себя в этом возрасте? Репортаж Наталии Бандуриной.
Кафе открывается в полдень, но минут за 20-30 до указанного времени на лестнице собираются его постоянные клиенты. Многие друг друга знают, кто-то пришел впервые. Они все очень разные: бывшие инженеры и доктора наук, рабочие. А встретились здесь, в очереди за бесплатным обедом.
ТАМАРА БЕЛЯКОВА,пенсионер: «Узнала от соседки, думала будет стыдно, нет не стыдно. 80 лет, одна – куда идти? Вот сюда пришла. Как-то так получилось, что те, кто был рядом, умерли, а дети – они в Кудрово, они учатся работают. Очень сложно на пенсию прожить, а еще и починить обувь надо. Вот сегодня выручили, очень здорово, я первый раз такое вижу, чтобы всё готово и без денег».
Спроси соседа или соседку по столу, будет история если не один в один, то очень похожая. Пенсия маленькая, родственников или нет, или не хотят быть им обузой. Они лучше придут сюда, поначалу стесняясь, чем попросят помощи у детей и внуков.
Для таких как Тамара Леонидовна и работает уже 4года «Добродомик» – кафе, в котором любой пенсионер может получить тарелку супа и второе бесплатно. И никто на входе не попросит удостоверение. Они поначалу удивлялись, а потом привыкли, а еще стали общаться друг с другом, ведь одиночество бывает пострашнее голода и безденежья.
АЛЕКСАНДРА СИНЯК,руководитель проекта «Добродомик»: «Это бабушки и дедушки, которые похоронили своих детей и неожиданно остались одни, но они здесь наполняют душу».
Старость не радость – это не про него. Владимир Никонорович постоянный посетитель спортклуба, 3 раза в неделю железно он здесь. Даже фитнесс-инструкторы за ним не поспевают. А вновь пришедшим ставят его в пример. Никонорыч, так его между собой называют, может и гирю 20-килограммовую тягать, и на дорожке беговой до 7-го пота
Военный врач, давно на пенсии. Ему сейчас 85. Но для него это только цифры в паспорте. Зимой на горных лыжах, летом физкультура на воздухе. Однажды он для себя решил быть в движении, и ему действительно удается обгонять старость на виражах.
ВЛАДИМИР ПОЗДЕЕВ,пенсионер: «Мне не хотелось быть убогим, за которым все ухаживают. Не хочу дожить до такого момента, движение должно быть постоянным».
Старость – она очень разная. Кому-то приходится выходить на улицу, но не просить. Чаще всего они что-нибудь продают. Свой нехитрый урожай с дачи, или как этот 90-летний мужчина, веники. А кто-то уезжает в дом престарелых, по обывательским представлениям место страшное, но все зависит от настроя, да и заведения эти бывают разными.
Нас, безусловно, ждали, встречали с самоваром. Но наигранности, что удивительно, в этом во всем не угадывалось. Сложно подделать эмоции. Пусть казенные стены, но зато у всех свои комнаты, жизнь здесь не останавливается, напротив, в доме престарелых можно найти свою любовь.
Валентин Иванович – настоящий морской волк. 45 лет на флоте, а сюда, на берег Финского залива, приезжал отдыхать, когда это был не дом престарелых, а санаторий. Знал ли он тогда, что будет здесь жить, да еще и с новой супругой?
Вообще, страсти здесь кипят нешуточные. Знакомства, расставания. Георгий Иосифович, к примеру, жених завидный. Во-первых солист местного хора.
Бывшая супруга, так случилось, тоже в интернате проживает, в Павловске, но, как он сам говорит, уже давно чужие друг другу люди. А здесь можно встретить новую любовь. Правда, характер у Георгия Иосифовича крутой.
Говорят, пожилым людям сложно ужиться с кем-то незнакомым, да или даже с родственниками порой. Но всё опять же зависит от характера. Эти люди не хотели оставаться в одиночестве, и поэтому они здесь.
Надежда Ивановна болельщица со стажем. Только «Зенит», только вперед, и так уже лет 30. Ее пристрастил к футболу муж, а когда его не стало, так вышло, что эти 11 человек в команде – вроде как и родственники. Она про них всё знает, а они её исправно навещают. По телевизору.
Спроси у любого из них, есть ли жизнь на пенсии, однозначного ответа все равно не получишь. Для кого- то старость — это испытание одиночеством, для другого – очередной вызов, который он принимает. Новая любовь и много свободного времени на то что нравится – для третьих. Но совершенно точно, старость –это не приговор, если относиться к возрасту просто как к цифрам в паспорте.