Уже очень скоро один из главных символов Петербурга закроют на реставрацию. Какие болезни предстоит вылечить? И почему он «медный»? Репортаж Наталии Бандуриной.

Вообще, это все очень символично. Лес, топи, болота и имя Петра Первого на непонятно откуда взявшемся стенде посреди деревьев. Но судя по многочисленным следам от обуви, место популярное, с  кратким  содержанием одного из самых масштабных и загадочных проектов 18 века знакомы не только лисы и кряквы, которые здесь обитают, но и туристы.

Именно здесь 250 лет назад началась история постамента первого в России памятника, первому в России императору. Это должен был быть не просто камень, нужен был символ всего того, что сумел сделать этот великий человек. Поиски заняли не один месяц, в газетах дали объявление, в итоге, гигантский гранитный валун отыскался во владениях графа Якова Брюса под Петербургом.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«Во всех открытых источниках значится место под названием «Конная Лахта», сейчас это поселок Ольгино, именно здесь нашли подходящий камень. Когда его извлекали, то образовался пруд, который и стали впоследствии называть Петровским. Ещё раз: это версия официальная».

Два  с половиной века спустя, когда стали доступны современные технологии исследования и диагностики, выяснилось, что такого гранита, схожего по структуре, в окрестностях Петербурга и соседней Финляндии больше нет. Известно, что в наши края он прибыл с ледником. Но вот откуда – не ясно до сих пор. Тайна.

Известный блогер и биолог Павел Глазков исследовал пруд, он спускался под воду в самой глубокой точке – а это 6 метров, – и ему даже удалось отыскать  бревна, которые, возможно, имели отношение к конструкции, которую построили  для того чтобы извлечь валун. Но самое интересное, после того, как с этого места был вывезен монолит 13 метров в длину, шести с половиной в ширину и восьми в высоту, здесь стали появляться рыбы, птицы и животные. Так памятник Петру основал новую экосистему.

ПАВЕЛ ГЛАЗКОВ,блогер:
«Это уникальная экосистема, причем ученые знают ее возраст – 250 лет. Когда я погружался, я ощутил что-то необыкновенное и таинственное».

Сегодня от Ольгино до центра Петербурга можно добраться минут за 40-50, в 18-м веке по воде его везли чуть больше года, и это было на то время покруче любого сериала сегодня, за которым следила вся Европа. И, как у нас любят приурочить одно важное событие к другому важному событию, 22 сентября, в день коронации Екатерины II, скала, проплыв 12 верст, торжественно прошла мимо Зимнего.

Параллельно с постаментом шла работа над бронзовым памятником. Воплотить в жизнь задуманное французским скульптором  Фальконе, а именно: поставить коня на дыбы и закрепить его в этом положении, отлить верхнюю часть примерно по колено Петра тоньше, чем нижнюю – никто не смог. И тогда француз сам стал изучать литейное дело. К слову, тогда не было ни современных печей, ни лабораторий с химическими анализами.

ГЕННАДИЙ ЯКОВЛЕВ,заместитель директора по производству:
«Тогда это всё без печей, без всего этого. Они брали палку березовую, окунали туда. По всем правилам такого делать нельзя. Отливалось почти на коленке. Но красота-то какая!»

Макет из гипса, который, как известно, сделала ученица мэтра Мари-Анна Колло, навсегда её прославил – это она для выразительности сделала зрачки императора в виде сердец. Тот самый портрет, к слову, стоит в Русском музее. Что интересно, этот взгляд с любовью устремлен на памятник Пушкину, как будто он знал, что поэт подарит ему вторую жизнь.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«Он как будто в любой момент может совершить прыжок, но сделал это только единожды, благодаря Александру Сергеевичу Пушкину».

Это Пушкин дал ему второе имя – «Медный всадник», наделил его сверхъестественными способностями. В самые трудные для города и страны времена, начиная с разрушительного наводнения, описанного в поэме, и заканчивая блокадой, памятник будет оберегать город – его не увезут в эвакуацию во время войны. Считается, пока  он в Петербурге, с ним ничего не случится.

Это проект реставрации «Медного всадника», сейчас ему самому нужна помощь. В последний раз его обследовали 45 лет назад. Тогда была раскрыта, пожалуй, самая главная тайна памятника – была найдена третья точка опоры, которую Фальконе замаскировал под змею.

НАДЕЖДА ЕФРЕМОВА,старший научный сотрудник Государственного Музея городской скульптуры:
«Он не планировал изначально змею. Это нас навело на мысль, что стержень проходит в нижней части хвоста, почем мы не сразу его увидели. Фальконе, конечно, не только гениальный скульптор, но и инженер».

Надежда Николаевна, как в известной песне, действительно знает все его трещинки. А их накопилось немало. В проекте  по реставрации и лечению описано состояние, без преувеличения, каждого миллиметра скульптуры, постамента и даже каждого камня брусчатки вокруг.

НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент:
«По итогам обследования диагноз такой: трещина в области хвоста, те бронзовые вставки, которые были сделаны во время реставрации 1976 года на задних ногах лошади, требуют обновлений, коррозией съедена медвежья шкура, на которой сидит государь. Ну, и то, что сделали сами люди, точнее, вандалы — множественные царапины на брюхе коня».

Если на него пристально смотреть во время сильного ветра, то кажется, что он немного раскачивается, то ли и правда Фальконе удалось невозможное – сделать его подвижным, а может подземные реки размывают грунт, – так или иначе, Медный всадник, как туманом, окутан тайнами и загадками. Раскрывает их неохотно и не всем.