Истории петербургских парадных и тех, кто в них живёт, – в репортаже Ивана Уварова.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Нет, у настоящего петербуржца язык никак не повернется назвать все это великолепие, в каком бы состоянии оно ни было, подъездом. И даже в спальных районах совсем не парадные в своих интерьерах упорно называют парадными. Здесь в какую ни зайди — ничего вокруг тебя не изменится. Они все одинаковые».

Ну, а в каком еще виде можно прийти в одну из самых красивых парадных Петербурга? В такой дворец — иначе и не скажешь — вход должен быть только в классическом костюме. В парадной меня встречает Юрий Александрович. Одет по-домашнему. Джинсы и рубашка. Все так, как принято в этой парадной. Его послевоенное детство началось именно здесь.

«Парадка» — потому что ни о какой роскоши и великолепии тогда речи не шло. Здесь была разруха — буквально.

Это сейчас здесь идеальная чистота, как в музее. Тишина, словно в библиотеке. И даже старинное немецкое фортепиано. В своей парадной местные жители устраивают вечера классической музыки.

А ведь еще 25 лет назад эти стены выглядели вот так. В конце 90-х их увековечил Балабанов в своей ставшей культовой картине «Брат».

Роскошные, великолепные, заброшенные и забытые парадные Петербурга. Каждая из них — уникальное произведение искусства. Они всегда были лучше даже самой дорогой декорации. По ним можно изучать антологию отечественного кинематографа.

Таких осколков великолепного прошлого в этой парадной в доме на Чайковского десятки. Гид по городу Анастасия всегда приводит сюда туристов, для того чтобы показывать и такой — непарадный Петербург, который начался еще в начале 20-го века.

АНАСТАСИЯ ШИФРИНА-ШИДЛОВСКАЯ,гид по Петербургу:
«Зданием с 1916 года владел Игнатий Порфирьевич Манус. Такая скандальная одиозная личность того времени. И для себя в этом доме сделал ремонт, но сделал его только там, где ходил сам».

И таких непарадных парадных в современном Петербурге сотни. И если в каждой из этих парадных хотя бы элементарно покрасить стены или отмыть полы, выглядеть они будут уже точно иначе. Как настоящие парадные. Пусть и не такие величественные, которыми были когда-то.

ИВАН УВАРОВ,корреспондент:
«Дворец князя Меншкиова. Это первый губернатор Петербурга. А это первый дворец в городе. И вот первая парадная лестница. Выполнена из дуба, ведет в княжеские покои».

С тех пор в Петербурге принято называть подъезд парадной. В некоторых словарях можно найти еще одно название: парадное. А в чем разница? Всё выясним с доктором филологических наук Валерием Ефремовым.

ВАЛЕРИЙ ЕФРЕМОВ,доктор филологических наук:
«»Парадная» — это сокращенно от парадная лестница. А «парадное» — это попытка уйти от ненужных ассоциаций с лестницей или подъездом. Это связано с тем, чтобы сделать более нейтральным, убрать память о дореволюционных временах, потому что действительно непонятно, что такое «парадное». Ну и слава Богу, потому что в русском языке существительные среднего рода не образуются».

В парадную доходного дома Елисеевых водят экскурсии. Сюда пускают за деньги. Светлана Поскрякова готова каждому бесплатно рассказать о своей парадной. Здесь на каждом этаже — привет из позапрошлого века, который местные бережно хранят.

Да, мы все с особым смыслом, понятным только петербуржцам, произносим слово «парадная». Порой над нами даже смеются. Но почему-то мы забываем о том, что парадная всегда должна оставаться настоящей парадной. Они разные. Роскошные, заброшенные, восстановленные, одинаковые. Но такие они есть только в Петербурге. И ими нужно не просто гордиться, но и, конечно же, их нужно охранять. И лишний раз не бросить окурок на парадную лестницу. А просто взять и отмыть, например, некогда величественный и роскошный вензель. И тогда наш город точно будет гордо нести свое звание: парадный Петербург!