Кронштадт на пороге больших перемен. Какими они будут? Не превратится ли Город-герой в один большой парк развлечений с аттракционами, сахарной ватой и толпой туристов? И что нужно сделать, чтобы не допустить этого? Репортаж Антона Цумана.

Антон Цуман,корреспондент:
«Ещё 30 лет назад этот способ добраться до Кронштадта, по воде, был единственным. Дамба и кольцевая изменили жизнь Кронштадта. Но это проекты прошлого. Уже объявлено о том, что Кронштадт ждут не менее масштабные перемены».

И вот одно из свидетельств этих перемен. Форт Граф Милютин, 1879 года постройки. Участвовал в обороне Ленинграда, с середины 20 века был фактически брошен на произвол судьбы. Таким он был: заросшие развалины в километре от фарватера. Сегодня – официальный экскурсионный объект. С полноразмерными макетами орудий.

Предприниматель Александр Капитонов взял форт в аренду 5 лет назад. Тогда ответственное за объект культурного наследия агентство по управлению и использованию памятников чтобы хоть как-то привлечь инвесторов и спасти сооружение отдавало его за символическую сумму в 1 рубль. Но работы по гидроизоляции, реставрации, берегоукреплению уже потребовали не рубль, а миллионы рублей. Что для Александра стало, как он сам говорит, очень дорогим, но любимым хобби.

Объём работы и то, насколько большие средства ещё потребуется вложить, можно понять по этим кадрам. Частично расходы могут покрыть как раз туристы. Но пока потенциал этого места ещё только начал раскрываться. Пока реставрационные работы ведутся в основном на поверхности. Следующий этап — подземная часть.

Историк-экскурсовод Михаил Малыхин ведёт нас коридорами — или, точнее, потернами — подземных сооружений. Здесь есть и своё «милютинское метро» – инженерный памятник фортификации. Целая система подачи снарядов с рельсами и тележками длиной 120 метров. А чтобы поднять их наверх, использовался механизм, который функционирует и сегодня, как будто не был заброшен больше полувека.

Сейчас этот объект в заботливых руках инвестора. Но это лишь один из 19-ти фортов острова Котлин. Поэтому новая жизнь подобных исторических объектов – часть тех преобразований, которые ждут Кронштадтский район в ближайшее время. Да, у Кронштадта военное прошлое. Теперь уже официально объявлено: главный его потенциал сегодня – туристический. И акцент будет сделан именно на него.

Руководитель проектного офиса «Управление стратегическим развитием Кронштадтского района» Анатолий Котов прямо на плане показывает, где будут сосредоточены главные зоны для развития на ближайшие 5 лет.  Историческую, восточную, часть города не тронут. А под новые объекты задействуют пустующие территории в центральной и западной части острова. И то направление, в котором будет меняться Кронштадт, ярко иллюстрирует уже реализованный проект «Остров Фортов», вторая очередь которого была введена в строй в прошлом месяце.

Идейным вдохновителем выступает дочь действующего министра обороны Ксения Шойгу, или как она сама себя называет — фандрайзер проекта, в переводе — человек который изыскивает средства. Очень нужная функция, учитывая финансовые ресурсы, необходимые для того чтобы превратить Кронштадт в туристическую жемчужину. Стоимость «историко-культурного и туристско-рекреационного кластера» оценивается более чем в 4 миллиарда рублей. Но вместе с большими проектами приходит не менее большая ответственность — соблюсти историческую справедливость по отношению к городу-герою. И этот момент уже вызывает вопросы у местных краеведов.

Руководитель морского музея Кронштадта и в прошлом моряк Владимира Шатров не может скрыть недоумения. Он сам скрупулёзно выискивает для нас примеры неточностей. Например, первая госпитальная школа открылась не в 1733 году, а в 1707, и не в Кронштадте, а в Москве. Ещё один стенд — за рекордные полгода был построен не весь комплекс Кроншлота, а лишь главная его часть.

И всё бы ничего, но эти нестыковки на виду у посетителей парка, который изначально заявлялся как историко-культурный. Да, с точки зрения рекреации, активности, отдыха, прогулок «Остров Фортов» парк действительно современного уровня. Что подтверждает и большое число гостей. Вот только среди них как уверяет Владимир Шатаров больше Петербуржцев, чем Кронштадтцев.

То, что Кронштадт долгое время был закрытым городом, и с точки зрения обороны страны, и с точки зрения транспортной доступности, наложило на него свой отпечаток. Он так и остался «городом в себе», делится сотрудник музея истории города Евгений Вавилов. Он сам, коренной кронштадтец, вспоминает как ещё до ввода в строй дамбы  местная детвора развлекалась как могла.

Евгений ведёт нас теми тропами, по которым не ходят туристы. Это место называют «собачьим полем». Есть и топонимы с «мировыми» названиями: «Амазонка» – фортификационный канал петровской эпохи, «Шанхай» – лодочные гаражи бывшего клуба водников, с надстроенными уже в нашем веке этажами, словно бразильские фавелы.

И к этой «кронштадтской реальности», как говорит Евгений, тоже нужно отнестись бережно. Новые проекты Кронштадта — это благо, но нужно найти баланс между нуждами гостей и местных жителей.

И судя по представленным планам, в ближайшие 10 лет мы увидим другой, обновлённый Кронштадт. Да, в чём-то он наверстает упущенное за то время, пока был отделён от большой земли и большого города. Но самое главное, чтобы после всех этих важных и нужных перемен Кронштадт остался живой историей российского флота, символом героической боевой славы. А не очередным парком развлечений с аттракционами, сладкой ватой и толпами скучающих туристов.