На стрелке Васильевского острова собираются любители латиноамериканских танцев, в Таврическом саду водят хороводы под волынку, а на окраине крутят верхний и нижний брейк. И с каждым годом желающих танцевать становится все больше. Репортаж Натальи Бандуриной.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент: «Если архитектура – застывшая музыка в камне, то обязательно найдутся те, кто под этот оркестр станцует. Под звуки волынки, под звуки хип-хопа и фанка. Потому что Петербург – танцующий город».
Двигаются в ритмах вальса и отбивают чечетку по мостовой примерно с мая по октябрь, до первых заморозков. Подобно кланам, эти энергичные люди поделили город по принципу «это наша территория, и музыка тоже наша». Так у брейк-данс и сальсы, к примеру, разные адреса. И границы никто не нарушает уже много лет.
Даша профессиональная танцовщица. Преподаёт сальсу и бачату, оттачивать мастерство приходит сюда, на Стрелку, помогает начинающим танцорам. И даже такие новички, как я, уже пытаются что-то там изображать. Путь у всех один – сначала стыдно, потом не остановиться.
Разводы и свадьбы – обычное дело. Партнеры на танцполе могут стать супругами в жизни. Жаркие объятья и полунамеки, характерные для латиноамериканских, танцев этому способствуют. Но вряд ли кто-то признается в этом. И это тоже часть игры.
ДАРЬЯ БЕЗРЕПКИНА,преподаватель танцев: «Я свидетель именно в сальса-сообществе как разводов, так и свадеб. И это неизбежно, потому что это отражение жизни. Женщина здесь более женственна, а мужчина чувствует подъем мужественности».
Все современные ночные клубы, дискотеки родом с танцплощадки. Считается, что танцевать под открытым небом впервые начали в деревнях, люди, которые массово переезжали в города, везли с собой и эту традицию.
Первые танцплощадки появились в Ленинграде в начале 30-х. Место, где вальсировали, огородили забором, а потом уже появились и летние эстрады с отдельным местом для оркестра.
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент: «Если на Английской набережной женятся, то здесь, на танцплощадках, знакомятся. Менялись мелодии и ритмы, неизменным во все времена оставались страсти здесь бушующие. От любви до ревности, от ненависти до ЗАГСа графика».
Дина Константиновна родом из Оренбурга, приехала с мужем к дочери погостить, уже на второй день пребывания в Петербурге бежит на танцы. Оказалось, что на Елагином острове до сих пор, как в ее молодости, играет духовой оркестр, значит, будут песни, под которые она вальсировала с будущим супругом.
ДИНА КРУТЕНКО,житель Оренбурга: «У нас мальчик один играл на саксофоне, мы даже под музыку его пели».
Сюда можно прийти и даже не танцевать, а просто посмотреть на то, как они меняются в лицах, для каждого на этом танцполе это не просто движения, это способ вернуться туда, на 30-40 лет назад, в свою молодость. И еще раз пережить те самые эмоции, ради которых обычно и живут.
Вальсируют в основном дамы. Многие уже знают друг друга, последними новостями делятся во время движения по кругу, но все разговоры стихают, когда появляется какой-нибудь мужчина. Интрига сохраняется до следующего танца, кого выберет. Словом, все как в жизни.
ЛАРИСА ВИШНЕВА,житель Санкт-Петербурга: «Одни женщины, нет партнеров. Некоторые находят. Раньше было побольше. Зимой здесь хорошо, это же воздух, замечательно все просто».
Газета «Смена» в 1987 году вышла с заголовком «Танец закрутил, увлек, переменил». Автор статьи рассказывал о том, как трудных подростков сумели перевоспитать брейк-дансом.
Бывшие двоечники крутили верхний и нижний брейк. Примерно с такой же скоростью нагоняли школьную программу. Так за брейком закрепилась слава танца «плохих ребят» В Советском Союзе. Сегодня это олимпийский вид спорта, но городские заброшки с граффити, и урбанистические пейзажи все также остаются обязательными декорациями для брейка.
Дмитрий завоевал все возможные награды в чемпионатах Европы и России, но самая лучшая площадка – это петербургские улицы и площади, только здесь это свобода и самые неискушенные зрители.
ДМИТРИЙ БЕЛОНОГОВ,четырехкратный победитель чемпионата мира по брейк-дансу: «Общая философия брейк-данса – это любовь, объединение. Самое главное – получать удовольствие в любимом деле, и вас ждет успех».
Таврический сад не имеет ничего общего с Шотландией и шотландцами, но любители танцев облюбовали именно это место. Даже по будням мужчины в клетчатых одеждах с волынками неизменно играют для тех, кто сюда приходят поводить хороводы или попрыгать на раз-два-три четыре.
– Вы просто пришли сюда с колонкой однажды и стали всех учить? Или как?
СЕРГЕЙ КАРГАПОЛЬЦЕВ,преподаватель танцев: «Да, с учениками. А потом стали приходить еще люди, вот так все и получилось. Многие даже женятся потом».
Даже если тебе немного за 70, обязательно найдется тот, кто составит тебе пару, а это значит, начнется история или на время танца или на несколько последующих лет.
Да, их движения пока не безупречны, но зато у каждого есть ответ на вопрос «зачем я здесь». Когда слов не хватает, а выговориться хочется, тогда приходят танцевать, а уж на каком языке говорить: эмоционально и почти навзрыд вовремя сальсы, тихо и проникновенно вальсируя под звуки оркестра или по-дружески в кругу хоровода – каждый решает сам. На танцевальной карте Петербурга есть, где высказаться.