Как жители Петербурга стараются сделать пространство вокруг себя лучше? Кто или что им в этом мешает? И возможно ли договориться с коммунальными службами? Репортаж Александра Лисицына.

Двор на Васильевском

Двор на 10-й линии Васильевского острова. Тихий зеленый уголок, который сразу и не заметишь, на этой неделе неожиданно стал эпицентром битвы между жителями и коммунальщиками.

Этот дворик благоустроили этим летом. Жители окрестных домов. Собственными силами. Сначала убрали мусор. Получилось 50  мешков. Потом сколотили скамейки, поставили фонари и урны. Тоже сами и за свои деньги.

Работники садово-паркового хозяйства приехали рано утром. Сказали, что по регламенту тут должны быть только зеленые насаждения. Судя по всему, на благоустройство пожаловался кто-то из соседей. Во всяком случае, на одной из стен появилось вот такое объявление: «У нас тут не помойка для грязных лавок из ящиков для ваших развешанных портянок на деревьях, для бочек с мусором! Вы – мусор в нашем культурном городе! Вон!».

Скамейки всё-таки удалось отстоять. Но судьба самого пространства теперь под вопросом. Сами жители признаются, делали на свой вкус, ни с кем не согласовывали.

ОЛЕГ НАУМЕНКО,житель дома 52 10-й линии Васильевского острова:
«Начинать походы по инстанциям – это нужно собрать волю в кулак. Решить, что готов тратить на это свое время. Понятно, что нужно общаться, согласовывать. Мне кажется, там есть барьеры. Руками взял – сделал, а на бумаге это делается значительно дольше».

Пруд на Русановской

Небольшой пруд под окнами многоэтажки на Русановской улице. Сделал местный житель, своими руками. Выкопал и запустил рыбок, карасей и декоративных карпов. В управляющей компании порыв энтузиаста не оценили. Снова та же история: по правилам благоустройства не положено. Показательный случай: кажется, что жители и коммунальщики говорят на двух разных языках.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Получается, с житейской точки зрения этот пруд – местная достопримечательность, благодаря которой двор отличается от соседских, точно таких же. С точки зрения регламентов и нормативов этот же пруд – «объект, не предусмотренный проектом придомовой территории». Как же по-разному звучит!»

В управляющей компании, вместо оправданий, перечисляют документы, которые регламентируют благоустройство в городе.

Главный – городские правила благоустройства. Плюс земельный кодекс, кадастровая карта и по отдельному техническому регламенту на каждую систему коммуникаций.

ВЛАДИМИР ЛАТЫПОВ,начальник отдела благоустройства управляющей компании:
«Я бы привел пример понятный каждому. Нам мешают правила дорожного движения? В принципе, да, иногда мешают проехать быстрее или туда, куда нам нужно. Но без них никак. Здесь абсолютно то же самое».

Виноградная лоза

Иногда в Петербурге занимается благоустройством сама природа. Но даже стихия, разумеется, в отдельных случаях, должна подчиняться регламенту.

АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент:
«Брэндмауэр в одном из дворов в Измайловском проспекте. Сегодня – обычная стена. Двумя годами раньше – локальная достопримечательность. Плющ здесь был еще с 80-х, долгие годы никому не мешал. Но растение перекрывало газовую трубу, его пришлось срубить».

Еще одна «зеленая стена» раньше была в переулке Пирогова. Ее вообще называли «лоза-звезда», потому что этот двор мелькнул в одной из серий популярного в 90-е сериала «Улицы разбитых фонарей». Этот виноградник, как и предыдущий, был убран из-за того, что слишком близко подобрался к коммуникациям.

Одна из главных локальных достопримечательностей Петроградской стороны – виноградная лоза на улице Лизы Чайкиной – совсем другая история. В прошлом году она рухнула из-за сильного ливня. Поднимали всем районом за свой счет. Этим летом в жару поливали — и опять без посторонней помощи.

По нормативам и этой лозы виноградника здесь быть не должно. Но, она не закрывает доступ к коммуникациям и на нее никто не жалуется – скорее наоборот. Вот и коммунальные службы на конкретном примере доказали: иногда диалог важнее регламента.

ДЕНИС ФИЛЛИПОВ,житель Петроградского района:
«Садово-парковое хозяйство имеет полное право это убрать. Потому что, как они сами объяснили, они это не высаживали. Но мы с ними общались по поводу этого винограда, когда он упал год назад, они нам пошли навстречу, сказали, ребята, вы молодцы, делайте, поднимайте».

Дом на Рыбацкой

Петербургские парадные – еще одно поле битвы за благоустройство. Дом 1913 года на Рыбацкой улице. Памятник архитектуры. Три с половиной года назад тут был капремонт, а так и не скажешь: вместо окон в парадной – обычная пленка. А ведь жители просто хотели сохранить оригинальные полихромные витражи.

Жители рассказывают: сначала в техзадании у подрядчика было написано «заменить на стеклопакеты». После возмущений ремонт окон вообще куда-то пропал из проектной документации. В итоге рабочие просто закрасили исторические окна толстым слоем краски так, что они перестали открываться. Пришлось снимать и реставрировать за свой счет. А пока так и живут – без окон – круглый год.

ЕЛЕНА СЕМЕНИЩЕВА,житель 10 дома по улице Рыбацкой:
«Фонд капитального ремонта перестал к нам ходить и отвечать на наши требования. Они не принимают недостатки, которые выявлены в течение 3-х с половиной лет. Они их вроде не отрицают, но за три с половиной года ничего не сделали».

В Фонде капитального ремонта пожали плечами. Да, подрядчик выполнил некачественные работы, контракт с ним разорван. Но витражам требуется реставрация, а не ремонт.

ВАЛЕНТИНА СОКОЛОВА,заместитель начальника отдела строительного контроля:
«Мы изначально должны были очистить окна от старой краски, восстановить элементы, которые утрачены, стекла вставить и покрасить. Каких-то более серьезных работ, вроде реставрации, не предусматривалось».

В КГИОП жители дома Рыбацкой тоже давно пишут письма. Буквально на днях приходил представитель комитета, осмотрел витражи, обещал помочь. Обычно обещанного ждут три года, нужно ли ждать еще три – вопрос открытый.

Диалог – вот главный способ поиска компромисса в благоустройстве Петербурга. Показательный пример. Спортивную площадку еще советских времен в Центральном районе сначала собирались снести как устаревшую. Но власти вовремя провели опрос среди жителей.

МАКСИМ МЕЙКСИНглава администрации Центрального района Санкт-Петербурга:
«Мы получили огромное количество откликов, 600 человек обратилось. Большинство попросили оставить площадку, тут старшее поколение занимается и младшее, это было важное и ценное решение».

Диалог между жителями, коммунальщиками и властями возможен и благодаря новым городским проектам. Один из таких – «Твой бюджет». Петербуржцы сами придумывают, как благоустроить пространство вокруг себя, подают заявку, участвуют в конкурсе, получают финансирование. За 5 лет реализовано уже 30 идей.

Петербург – уникальный город, в том числе с точки зрения благоустройства. Здесь как нигде больше ценят красоту и эстетику. Здесь дома-памятники требуют не универсального, а отдельного подхода. Очень часто нужен спокойный, конструктивный, проще говоря, нормальный разговор, который в будущем и для жителей, и для коммунальщиков и для властей станет основой любого нормативного акта.