Реки и каналы, правила безопасности, серые зоны и большие деньги. Как отличить порядочных перевозчиков от пиратов круизных вод? Репортаж Александра Лисицына.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Представить Петербург без воды – большой и маленькой – решительно невозможно. Первобытный человек 10 000 лет назад смотрел на воды Литоринового моря. Швед 1000 лет назад — на воды реки Охты с крепости Ландскрона. Петр Первый всего 300 с лишним лет назад окинул взглядом Неву и заложил здесь город, в котором мы все живем. Так и для нас сегодня вода – это кормилица, и уголок для души, и способ передвижения, да и вообще — стиль жизни».
Нева, Фонтанка, Мойка и остальные реки и каналы в историческом центре Петербурга – это тот же самый Невский проспект с прилегающими улицами и соответствующим трафиком. В таком случае, тот же сапборд или байдарку, можно сравнить со скейтбордом или самокатом. Аквабайк – это, разумеется, мотоцикл. Небольшой катер – вполне себе легковой автомобиль. А пароход – очень похож на автобус.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Для того чтобы ходить по рекам и каналам в центре Петербурга, нужно знать действующий регламент. Это, ведь те же правила дорожного движения, только на воде. Обязательный минимум – это три пункта. Спасательные жилеты для всех, скорость не больше 15 километров в час, нельзя выходить на фарватер».
Далеко не все перевозчики соблюдают даже эти элементарные правила. Зато все, кто занимается бизнесом на воде в Петербурге, без исключения, очень неплохо зарабатывают.
До пандемии, в 2018 году, по рекам и каналам Петербурга прокатились 3 миллиона туристов, в полтора раза больше, чем в 2017. Объем рынка речных перевозок тогда оценили почти в 3 миллиарда рублей, и это только официальные цифры.
Николай Предтеченский – директор теплоходного товарищества. Глаз наметан, поэтому сходу скажет, где добросовестный перевозчик, а где не совсем. У первых все в порядке с документами и есть опытный капитан. Вторые работают по несколько другой схеме.
НИКОЛАЙ ПРЕДТЕЧЕНСКИЙ,директор теплоходного товарищества: «Мы с вами покупаем катер на Авито в Подмосковье. Находим здесь капитана, который умеет им управлять, например, он имеет опыт рыбалки на озере. Ставим этот катер «под ГИМС», под некоммерческое использование. Это значит, мы можем кататься с нашими родственниками, друзьями и кем угодно, не будем использовать его коммерчески, поставим его у яхт-клуба или будем выходить на выходных работать — все что угодно можно придумать. А деньги будем брать с людей здесь и сейчас – «живые». Если что-то пойдет не так, мы просто растворимся».
Среди крупных компаний — это те, что катают туристов на теплоходах, нарушителей немного. «Нелегалы» – это, в основном, «маломерки». При этом примерно 5 лет назад владельцам катеров разрешили вести бизнес официально, по-белому. Но большинство так и осталось в «серой зоне». Сколько там «плавает» денег, посчитать сложно. Но час прогулки, если что, стоит от 5 до 10 тысяч рублей.
ВЛАДИМИР РОДИОНОВ,президент Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга: «С момента, когда разрешили регистрировать маломерные суда для туристических поездок, официально зарегистрировалось порядка всего 60 судов. Но их в десятки раз больше, вот и считайте».
Другие обитатели петербургской акватории с «подмоченной репутацией» — аквабайкеры. Буквально на днях владельцам гидроциклов запретили появляться в туристической части Невы. Судя по всему, последней каплей стала погоня за гидроциклистом по Малой Невке. Лихача полицейский катер, к слову, так и не догнал.
В Федерации водомоторного спорта Петербурга от хулиганов на гидроциклах, разумеется, открещиваются, хоть и не отрицают – знаем кто. С другой стороны, озера или участка Финского залива с официальной трассой для аквабайкеров в Петербурге попросту нет.
АНАСТАС ПАНЧЕНКО,вице-президент Федерации водомоторного спорта Санкт-Петербурга: «Любому спортсмену или любителю нужны зрители. Вот мы сейчас на Крестовском острове. Тут летом полно пешеходов, когда любой гонщик будет показывать мастерство на трассе, на него будут смотреть, и ему уже не захочется ехать в реки и каналы и то же самое показывать там».
Амстердам – еще один город, который невозможно представить без воды. Аквабайкеры здесь, правда, не хулиганят – максимальная разрешенная скорость в каналах 6 километров в час. Да и нелегальным перевозчикам катать туристов – себе дороже.
ЕВГЕНИЙ МАКАРЕВИЧ,гид, житель Амстердама: «Нелегальные прогулки есть, они подешевле, но таких очень мало. Потому что везде в городе камеры и огромные штрафы».
В Венеции проблему нелегалов решили еще изящнее – не штрафами, а традициями.
СВЕТЛАНА ГАПЕЕВА,гид, жительница Венеции: «Чтобы стать, например, гондольером, нужно закончить специальные курсы теории и дальше учиться практике. Кто может обучить? Как правило, кто-то из родственников. Поэтому это семейный бизнес. Поэтому гондольерами просто так не становятся. Редчайший случай, когда можно купить лицензию, правда, стоит она 220 тысяч евро».
Петербург часто называют Северной Венецией. И здесь, надо признать, бизнес на воде итальянцы делают, пожалуй, лучше всех на планете. Один гондольер в год зарабатывает больше 120 000 тысяч евро. А может быть нам не нужно повторять за другими, может быть, нам нужно искать свой особый путь?
Главная водный тренд последних лет – сапсерфинг. К слову, в историческом центре Петербурга кататься можно только рано утром или во время тематического фестиваля.
Зато малые реки и озера – настоящая точка притяжения, для тех кто сегодня не представляет свою жизнь без доски и весла. Уже на инструктаже выясняется, что сапсерфинг и правда спорт для всех.
Инструктор Александра Катричева сапсерфингом увлеклась 3 года назад. Вообще-то она планирует связать свою жизнь с небом — учится в университете гражданской авиации, но это в будущем. А пока, как в той песне — «не взлетим, так поплаваем».
АЛЕКСАНДРА КАТРИЧЕВА,инструктор по сапсерфингу: «Это вид активности сейчас выстрелил. У нас такое жаркое лето. Людям хочется поближе к водичке, сапы – прекрасный способ, не купаясь, оказаться рядом с водой».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Сапсерфинг – это и правда новая религия для всех любителей здорового образа жизни из Петербурга. Во-первых, это просто. Встать или сесть на доску можно хоть лет с 8, хоть с 80. Во-вторых, это просто красиво. Виды на Петербург с воды просто потрясающие».
Вода в Петербурге для одних — образ и смысл жизни, для других — история и традиции, для третьих — способ заработать. Но только здесь, в нашем городе, и мы сами, и наши поступки, всегда будут иметь отражение. И 300 лет назад, и сегодня, и еще через 300 лет.