Где пройдёт вторая кольцевая автодорога, когда она будет построена и как это повлияет на экономику региона, рассказывает Антон Цуман.

Юрий Зинчук,ведущий:

«Начинаются очень серьёзные процессы, которые во многом изменят наш город в самом ближайшем будущем. И причина — в город медленно, но верно начинают приходить большие деньги и инвестиции. И эти большие деньги будут менять город. Во-первых, помните мы говорили о том, что «Газпром» — одна из крупнейших мировых  корпораций — переносит свою штаб-квартиру из Москвы в Санкт-Петербург? Но раньше мы об этом говорили. А на этой неделе это уже стало фактом. Как сообщили нам в пресс-службе компании, 4 августа была официально завершена процедура госрегистрации изменений в устав ПАО «Газпром» в плане переноса головного офиса. И теперь новая штаб-квартира расположится по адресу Лахтинский проспект, 2, корпус 3, строение 1. Проще говоря, в «Лахта-Центр» переезжает «Газпром». И теперь будет готовиться к очень активному присутствию этой компании в Петербурге и в экономическом плане, и в плане стратегического развития города. Ещё одно направление этих процессов, меняющих город. Кронштадт сейчас переживает серьёзную трансформацию. Благодаря инвестициям,  привлечённым со стороны компании, которую возглавляет Ксения Шойгу, дочка нынешнего Министра обороны, уже открыто уникальное культурное-просветительское пространство «Остров фортов». И теперь очередной этап. На днях в присутствии губернатора Александра Беглова в Кронштадтском доковом адмиралтействе состоялось торжественное открытие второй очереди парка «Патриот». В Кронштадте начинается масштабная модернизация транспортной инфраструктуры. Будут построены новые дороги в 7 и 8 кварталах, реконструированы участки Цитадельской дороги и Кронштадтского шоссе. В результате Цитадельское шоссе станет дублирующей трассой для выезда на КАД. И будет решена самая главная транспортная проблема Кронштадта — узкое горлышко при въезде в город. Общая протяженность новых дорог составит порядка 10 км. То есть буквально сейчас Кронштадт переживает почти своё второе рождение.

И, конечно, глобальное событие, о котором надо упомянуть обязательно в этом контексте, это заявление, прозвучавшее на встрече Президента Владимира Путина с руководителями двух субъектов Российской Федерации: Санкт-Петербурга и Ленинградской области. О том, что в ближайшее время вокруг Петербурга начнётся строительство второй кольцевой автодороги.  Инициатива построить КАД-2 прозвучала в контексте привлечения средств Фонда национального благосостояния для продления скоростной дороги Петербург — Москва до Екатеринбурга через Казань. То есть это будет часть грандиозного плана, реализация которого позволит соединить Россию единым транспортным потоком от Балтики до Урала. Эксперты теперь анализируют, когда будет воплощен этот проект. И самое главное, какие горизонты возможностей откроются для  Петербурга в связи с запуском этой одной из крупнейших магистралей современной России.   И как это может повлиять на реализацию другого масштабного проекта — создание на основе двух субъектов, Петербурга и Ленобласти, так называемой Петербургской агломерации. Очень интересная тема. Давайте рассмотрим этот проект второй кольцевой чуть более подробно. Антон Цуман продолжит тему».

КАД, развязка с Софийской улицей. Многокилометровая пробка, которой уже никто из водителей не удивляется. У дальнобойщиков это уже стало приметой: если начался ремонтный период, село увеличивай время пути по петербургскому кольцу как минимум на час.

В 2001 году открытие первого участка КАД стало буквально прорывом. Казалось, вот оно — транспортное будущее Петербурга! Но за какие-то 20 лет его возможности исчерпались почти полностью. Специалисты тогда при проектировании не предполагали таких стремительных темпов автомобилизации 21 века.

За последние 20 лет транспортная система Петербурга сделала огромный шаг вперёд. Но во многом — за счёт проектов ещё советской эпохи, которые продолжились уже в 90-е. На этих кадрах молодой вице-мэр Петербурга Владимир Путин демонстрирует председателю правительства России Виктору Черномырдину план развития транспортной системы города. На карте хорошо заметны и КАД, и ЗСД.

И вот кадры с недавнего совещания в Константиновском дворце, где Путин четверть века спустя, но уже в статусе президента страны заявляет: реализованные проекты — дело прошлого. Время двигаться вперед.

Речь идёт о Центральной кольцевой автомобильной дороге вокруг Москвы, первая очередь которой была введена в строй в июле. Трасса платная, средняя стоимость 2,5 рубля за километр. Но и это, как заявляют представители компании-оператора, уже позволило сократить вечные пробки на МКАДе. И пример Москвы может иметь огромное значение для Петербурга.

Один из вариантов для КАД-2 по заказу Ленинградской области уже реализовала одна из петербургских компаний.  Вот так начинают прокладывать дороги в 21 веке — сначала из миллионов статданных, маршрутов, точек притяжения демографических характеристик формируется среда, в которой специалисты путём многократных расчётов определяют лучшую трассу для новой магистрали.

Расчёты показали: наша магистраль, в отличие от московской, будет полукольцом — из-за Финского залива. Она пойдёт от трассы «Скандинавия»  мимо Всеволожска и Колпино, обогнёт с севера Гатчину, подойдёт к трассе «Нарва» в районе поселка Кипень. Это ещё не проект, а пока лишь статистические данные в графическом выражении. Но уже сейчас ясно: экономический эффект может исчисляться миллиардами рублей.

Есть и второй вариант, который уже имеет реальное воплощение — трассы «Магистральная» на севере и А-120 на юге, которые автомобилисты называют «северное полукольцо» и «южное полукольцо».

У этого варианта множество плюсов — магистраль уже связывает между собой города вокруг Петербурга. Но в расположенных рядом с дорогой посёлках к тому факту, что в непосредственной близости от них может появиться четырёхполосное шоссе, пока относятся сдержанно.

Вот один из примеров — деревня Войтолово. Всего паре километров от А-120. Для Петербуржца Виктора Ростика это фактически второй дом — на этой земле растёт уже седьмое поколение его семьи. Виктор вспоминает, как по военной бетонке, по пропускам сюда добирались дачники, и как уже с конца 80-х деревня разрасталась, превращаясь в коттеджный посёлок, связанный с внешним миром лишь одной дорогой. Отсюда и беспокойство, что любое строительство в районе единственной трассы отрежет деревню от внешнего мира.

И таких деревень, как Войтолово, в этом районе десятки. Пока ясно лишь одно: реализация такого масштабного проекта — процесс, требующий тщательного и вдумчивого планирования. Где и Ленинградской области, и Петербургу придётся действовать сообща. Ведь миссия одна — стать связующим звеном между промышленными регионами Урала и Азии, куда уже подключаются транспортные потоки Китая, и Балтийскими портами — прямым окном в Европу.

Масштабы всех транспортных перемен пока сложно оценить, но уже можно с уверенностью сказать — у двух субъектов федерации одно общее будущее, которое, если не административно, но точно экономически и логистически свяжет Петербург и Ленинградскую область в единую агломерацию. И проектное название этого будущего — КАД-2.