Границы закрыты, но лето никто не отменял! Как отдохнуть в городе, сохраняя социальную дистанцию, — в репортаже Андрея Федорова.

АНДРЕЙ ФЁДОРОВ,корреспондент:
«Лето, солнце и у меня выходной. За границу сейчас не уехать, дачи нет, а загородные базы заняты на недели вперед. Остаюсь в каменных джунглях. Но и здесь можно неплохо отдохнуть. Например, с видом на Исаакиевский собор и Медного всадника».

Отдыхать теперь официально можно на любом городском газоне. С поручением открыть к ним доступ выступил вице-губернатор Николай Бондаренко. Подсчитав, что в Петербурге не так много солнечных дней, чтобы это запрещать. Жители города тут же разделились на два лагеря. Одни вышли на лужайки, вторые осуждают в социальных сетях.

Урбанисты и экологи инициативу поддерживают, но просят доработать. Наш город уникален, и топтать траву у дворцовых ансамблей и в исторических парках не допустимо. Проход во многие места необходимо ограничить.

ОЛЬГА ШАРЫГИНА,урбанист:
«В «недвижке» есть такое понятие, как санитарная зона. Она связана с водоохранами зонами, с лесными насаждениями. Вот и здесь нужно ввести такое понятие для знаковых объектов. Священное или историческое место. Вот эти места должны быть под запретом возлежания на траве, плюс определенное количество метров по периметру».

В этой пробирке может оказаться целый букет инфекций, предупреждают в Роспотребнадзоре. В лабораториях проверили 72 пробы со всех 24-х городских пляжей. Купаться везде, мягко сказать, инфекционисты не рекомендуют. Будь то Нева или Финский залив. Особенно опасны непроточные озера.

ТАТЬЯНА ПОТАПОВА,заведующая инфекционным отделением клинической инфекционной больницы имени С.П. Боткина:
«Чаще всего заражение происходит при заглатывании воды. Если человек плывет и ныряет, то вода неминуемо попадает в носоглотку и кишечный тракт, будет заражение кишечной инфекцией. Это могут быть различные вирусы, возбудители бактериальных инфекций, а в месте городских стоков — и кишечная палочка».
АНДРЕЙ ФЁДОРОВ,корреспондент:
«Шезлонг, панорамный вид на город и, возможно, стакан с газировкой. Наверное, так должны были отдыхать ленинградцы по версии архитекторов-конструктивистов, которые в 30-е годы проектировали такие дома.  Плоская крыша – это ничто иное, как общественное пространство для принятия солнечных ванн. В нашем климате — очень смелое и спорное решение».

Солярии на крышах Петербурга строили в те времена, когда за границу тоже нельзя было улететь, но по другой, всем известной причине. В рассвет Советского Союза шло формирование нового человека и нового быта для него. Архитекторы идею всего общего подхватили и успели построить в Ленинграде примерно с десяток подобных зданий. Автор одного из них — отец архитектора Никиты Явейна.

НИКИТА ЯВЕЙН,архитектор:
«Такая общественная жизнь, я знаю, была очень долго, практически до войны. После войны полностью изменилось население, полностью изменился состав. Частично стали коммунальные квартиры, частично приезжие оказались, и это все рассыпалось. Корпоративный дух ушел, все это ушло».

Ушли в воспоминания и еще десятки отличий отдыха в Ленинграде, которые наши туристы, кстати, фотографировали неохотно. А вот иностранцы фиксировали каждый шаг: квас на центральных улицах, культпоходы в парки, автоматы с газировкой и помыв стаканов под струйкой воды, что в нашу коронавирусную эпоху кажется абсурдным. А еще мороженое обязательно на солнечной стороне Невского проспекта.

ДМИТРИЙ ШАГИН,художник:
«Тогда так не ходили точно. Все были в пиджачках и брючках. Но попадались старушки в кружевных воротничках и шляпках. Они ходили и делали замечания, например, с мороженым так нельзя было ходить. Говорили – сядь на скамейку, покушай, потом иди».
АНДРЕЙ ФЁДОРОВкорреспондент:
«Еще один исторический факт. На этот раз времен царской России из воспоминаний художника Мстислава Добужинского. 120 лет назад «в летнее время Петербург пустел. Господа разъезжались на дачи, а хозяевами города становились кухарки, дворники, горничные и веселые маляры». А кто остается в городе сейчас? Сейчас прокатимся и узнаем».

С мнением петербуржцев соглашаются и москвичи. В Центральном парке культуры и отдыха случайно встречаю актрису Марию Болтневу. Признается, что к нам буквально «вырвалась» из душной столицы.

МАРИЯ БОЛТНЕВА,актриса театра и кино:
«Я наполняюсь энергией, когда смотрю на такое количество рек и воды, мне хочется постоянно сидеть и смотреть просто на воду. Но это у меня, видимо, связано с тем, что Москва все же больше каменные джунгли, чем Петербург».

А может и правда, летом не нужно никуда ехать. Белые ночи, особая атмосфера, парки, набережные, мосты и музеи. Все самое красивое у нас и прямо сейчас при температуре в +30. Что бывает крайне редко, всего лишь 15 дней в году, но это уже петербургские особенности, которые мы давно привыкли не замечать.