Недалеко от аэропорта Пулково находится вертолетная база, с которой каждый день медики вылетают на вызовы. Они занимаются экстренной транспортировкой пациентов, которые не могут получить квалифицированную помощь в больницах области. Тогда их переводят в петербургские клиники. О работе санитарной авиации — репортаж Натальи Бандуриной.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Очень хорошая новость для жителей Петродворцового района. Александр Беглов проинспектировал, как готовится к открытию новая районная поликлиника номер 122. Площадь нового здания более 10 тысяч квадратных метров. В нем появился большой стационар для взрослых, женская консультация, отделения лучевой диагностики, физиотерапии, неотложной медицинской помощи и хронических вирусных инфекций. И в поликлинике будет даже бассейн для того, чтобы была возможность проходить курсы реабилитации. С 2011 года строили эту поликлинику. По словам губернатора, за это время «прогнали кучу жуликов». Но в итоге строительство уже закончено. И поликлиника получилась красивая, большая, современная и, самая главное, очень функциональная с точки зрения оказания медицинских услуг населению».
Александр Беглов,губернатор Санкт-Петербурга: «Сделали красиво, хорошо. Хотел сказать слова благодарности строителям, которые подхватили этот, можно сказать, долгострой и ввели его. Такой подарок жителям района. 70 тысяч – это обслуживание этой поликлиники. Это наше здоровье, наших горожан. 340 посещений в смену – это детская и взрослая поликлиника. Это очень хорошо. Я рад, что мы ввели эту поликлинику».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И в продолжение темы медицины. День медика будет отмечать Россия. Замечательный праздник. Потому что в этот день мы будем поздравлять тех, кто занят самым благородным делом на земле — лечить и спасать людей. И порой, чтобы это успеть сделать и сохранить жизнь человека, счёт идёт на минуты. На минуту опоздал — и всё. Цена — жизнь человека. Вот давайте накануне праздника поговорим не только о тех, кто едет и спасает людей, но и о тех, кто летит их спасать. Сейчас в Петербурге работает служба медицинской авиации. Кстати, это один из тех проектов, которые сейчас развиваются благодаря личному поручению Президента Владимира Путина. Их работа — это жесточайший регламент. Каждый день они вылетают на помощь пострадавшим в ДТП или ЧС на территории Санкт-Петербурга и Ленобласти. У них круглосуточное дежурство. Готовность к вылету в дневное время составляет до 10 минут. И нет смысла объяснять, насколько жизненно важно, чтобы это направление в медицинской системе неизменно было на самом высоком профессиональном уровне. На самом высоком и в переносном, и в буквальном смысле этого слова. Наталья Бандурина провела один день с теми, кто всегда готов лететь на помощь».
НАТАЛИЯ БАНДУРИНА,корреспондент: «Поселок Зимитицы, от Петербурга 120 км, сейчас здесь проживают 1200 человек, когда-то было вдвое больше. Но молодежь здесь не задерживается, работать особо негде, да и большой город рядом. Но только не для тех, кто здесь остался. Случись что, нужна будет медицинская помощь, ждать ее придется очень долго».
Местный дом культуры — это и кинотеатр, и парикмахерская, и аптека. Шкафчик с красным крестом хранит зеленку для разбитых коленок, есть лекарства для сердечников.
СВЕТЛАНА РУСАКОВА,директор дома культуры: «С огородов бегут к нам. А что делать? Скорую ждать очень долго. Это может быть и час, и 40 минут. В данный момент у нас нет врача. И если что, то либо Волосово, либо Бегуницы. Это минут 40 — час».
Зато сразу понятно, чем на самом деле болеют в поселке. Плакаты с рекламой антиалкогольной кампании повсюду, прямо под ними обычно и распивают. Фельдшерский пункт есть, даже терапевт была, но ее практически с рабочего места увезли в роддом. До октября принимает молоденькая медсестра Эсмира, единственная на весь поселок.
ЭСМТРА МАХМУДОВА,фельдшер: «Измерим давление, если оно высокое, уколим магнезию. Если что, острый живот, то скорая».
Здесь же, в поселке, прорабом трудится Роман Носков. Передвигается на костылях. В 2019 году мужчина попал в страшную аварию, машина всмятку. Из кабины его вырезали. При всем уважении, не Эсмира из фельдшерского пункта, ни шкафчик с красным крестом в ДК его бы не спасли. Романа реанимировала бригада медиков национальной службы санавиации, это благодаря им он сейчас жив.
РОМАН НОСКОВ,прораб: «Особая благодарность моему хирургу, который собирал ногу. Со мной лежал человек, у него уже 11 операция была, к нему как раз не прилетел вертолет, если бы по-другому сложилось, может, и лучше все было бы».
Штаб-квартира Национальной службы санитарной авиации. Огромный ангар, больше похожий на дирижабль, недалеко от аэропорта Пулково. Здесь, на летном поле, в полной боевой готовности стоят 2 медицинских вертолета АНСАТ. В диспетчерской на дисплеях мониторов отображается вся информация о местонахождении бортов. На телефон дежурного постоянно поступают заявки на вылет.
Из Приозерска нужно транспортировать пациента в Ленинградскую областную больницу. Продолжить лечение он может только в Петербурге. Для пациента это абсолютно бесплатно. Деньги выделяются из федеральной программы развития санаваиации. У бригады медиков есть всего несколько минут, чтобы собраться и вылететь к больному.
По прилету нас уже встречает карета скорой помощи, в нее грузят носилки. Маршрут всегда один — отделение реанимации.
Людей в красной спецодежде здесь знают. Это всегда бригада из двух человек: анестезиолог, реаниматолог и фельдшер.
Пациенту делают укол обезболивающего, часто приходится успокаивать и родственников, объяснять: на машине до Петербурга его будут везти 2 часа, на вертолете больного доставят всего за 30 минут, а значит, шансы на спасение в разы увеличиваются, а вероятность патологии снижается. Так, в Ленобласти за последний год показатели смертности от инфарктов снизились на 30%.
В Ленинградской Областной больнице все готово к приему пациента, пара минут в приемном отделении — и больной переезжает либо сразу на операционный стол, либо остается под наблюдением специалистов.
В Петербурге 7 зданий медицинских учреждений оборудованы вертолетными площадками: клиника МЧС, Ленинградская областная больница, Елизаветинская, Александровская, институт им Джанелидзе, 1-я детская больница. В основном, все на земле, и только две на крыше ВМА и в центре Алмазова.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Ветрено — не то слово. Это самая высокая на всем Северо-западе вертолетная площадка, 115 метров над уровнем моря. Принимает воздушные суда весом до 3 тонн, в 2017-м году здесь приземлился первый вертолет с пациентом на борту, с тех пор 55 раз диспетчер давал добро на посадку».
Садиться в таких идеальных условиях все в той же Ленобласти — роскошь. Пациентов забирают прямо из огородов, однажды пришлось приземляться на опушку леса, и только в самом экстренном случае искали площадку в городе.
3 апреля 2017 страшный теракт в петербургском метро. Все силы скорой помощи стянуты сюда, к Технологическому институту. И поистине ювелирная работа пилотов санитарной авиации. Садятся на крошечный участок площади с припаркованными автомобилями. Но их помощь не понадобилась, пострадавших увозили на машинах. Но именно этот случай как нельзя лучше продемонстрировал возможности санитарных вертолетов.
Это Михаил Панин. В прошлом — хореограф, но в октябре 2019 года врачи не давали прогнозов ни то танцевать — за его жизнь боролись. На КАДе в него въехал грузовик на полной скорости. Тут же собралась толпа зевак, километровая пробка из автомобилей мешала проезду скорой. И тогда в небе появился вертолет. Спустя 2 года Михаил лично может поблагодарить своего врача.
За 2017 год было совершено 122 вылета на КАД, 129 в 2018-м, в 2019 году 147 раз на Кольцевую автодорогу на аварии вылетали медики. На сегодняшний день все полеты в городе прекращены. До сих пор идут споры специалистов от медицины в необходимости работы вертолетов в городе, а пока нет единой точки зрения, есть официальная позиция комитета по здравоохранению: «На территории Санкт-Петербурга санитарная авиация не функционирует в силу того, что в городе имеется развернутая сеть подстанций скорой помощи, благодаря которой обеспечивается быстрая эвакуация пациентов».
Сейчас в 22-х регионах страны работают летные бригады национальной службы санитарной авиации. Развивают ее под личным контролем президента. В следующем году на вахту должны заступить 150 вертолетов. За каждым вылетом которого жизнь и здоровье человека.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Именно здесь, в Петербурге, началась история действительно скорой помощи. На сегодняшний день это единственная служба реаниматологов и анестезиологов, которые способны работать и на земле, и на высоте 300 метров. А поэтому, когда они говорят «я лечу», это и про небо, и про спасение жизни».