В Петербурге на время остановили прокат электросамокатов. Позже они вновь появились на улицах. Что происходит с этим бизнесом? И что необходимо сделать для абсолютной безопасности пешеходов? Репортаж Александра Лисицына.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Мы ведь и правда в какой-то момент подумали, что скоро электросамокатов на Дворцовой площади будет больше, чем пешеходов. Санкт-Петербург даже всерьез называли «столицей европейского кикшеринга». Но на этой неделе самый модный городской транспорт практически полностью исчез с городских улиц. Будто и не было».
Летний сезон только-только стартовал. А кикшеринг уже чуть-чуть финишировал. Несколько серьезных аварий. Друг за другом.
1 июня. Остров Чухонка. Самокатчик сбивает четырехлетнего мальчика. Тяжелая травма головы.
2 июня. Пересечение Дыбенко и Искровского проспекта. Пятилетняя девочка. Наезд и реанимация. Тот же день. Московский проспект. Снова четырехлетний мальчик. Снова травма головы.
4 июня. Самокатчики сбивают еще двоих детей. Четырехлетнюю девочку на Федора Абрамова и одиннадцатилетнего мальчика на Илюшина. Травма ноги и перелом лучевой кости. Кроме того, в начале июня жертвой электросамоката стала пенсионерка. Ее сбили на проспекте Просвещения. Перелом позвоночника.
Не стоит забывать и две другие громкие майские истории. На Невском самокатчики наехали на писателя. Дело закончилось дракой и уголовными делами. Солист Мариинского театра Давид Залеев упал с электросамоката около отеля «Азимут». Танцовщик недавно вышел из комы, врачи называют это чудом.
Четырехлетний сын Юлии Шейкиной, Марк, спускался вниз по лестнице станции метро «Электросила». Вроде был на виду. Самокатчик выехал из-за стены. Слепая зона. Как тут уследить. Дальше все как в тумане: сразу в больницу, наркоз и швы.
ЮЛИЯ ШЕЙКИНА,мать пострадавшего: «Я закричала. Он тоже закричал: «Мама!» У него был рассечен весь лоб. Я его подняла. Он стал отключаться. Было очень страшно. И мне показалось, что я его теряю. Видно было кости».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Вот теперь про кикшеринг точно можно сказать – это касается каждого. Среди пострадавших и дети, и взрослые, и пожилые. А в реанимацию можно попасть и прогуливаясь по тротуару, и управляя самокатом».
Два лихача, которые затеяли драку с писателем на Невском проспекте, уже получили по два месяца ареста. А еще один задержанный самокатчик и вовсе оказался наркодилером.
За чередой аварий последовала реакция следственного комитета. Визит на склады шеринговых компаний, блокировка приложений. «На паузу» встала огромная индустрия.
В этом году в Петербурге кикшеринг уже обогнал велошеринг. 12,5 тысяч электросамокатов против 500 велосипедов. Среднее время использования электросамоката – 3 часа. Средняя стоимость одной минуты – 5 рублей. Нехитрая математика: больше 11 миллионов в день – и это как минимум – стоит один день «паузы» индустрии кикшеринга.
— Когда начинался сезон, вы могли предположить, что все вот так закончится?
ЕВГЕНИЙ ИЛЬИН,владелец сервиса проката электросамокатов: «Да, разговоры об ограничениях, о законопроекте ведутся уже несколько лет. Я, конечно, думал, что будут предприниматься какие-то действия, но что вот так резко – конечно, нет!»
Пока кикшеринг был под запретом, у всех был один вопрос: неужели и правда запретят? Надолго или насовсем? Вопрос городские власти и представители шеринга решали на срочном совещании.
Все сервисы согласились ограничить скорость электросамокатов до 10 километров в час на «улицах с плотным туристическим потоком». Это те что, прилегают к Невскому проспекту, плюс некоторые участки Петроградской стороны и практически весь Крестовский остров. Под полным запретом сам Невский проспект и Дворцовая площадь. На остальной территории города максимальная разрешенная скорость – 20 километров в час.
Спустя почти сутки полного запрета, приложения шерингов снова заработали. Жители Петербурга в социальных сетях отреагировали иронично: смотрите, кто вернулся!
Тестируем скоростной режим. Сначала за пределами зоны ограничений – на Конногвардейском бульваре. Ближе к Исаакиевскому собору электросамокат автоматически сбрасывает скорость. Пока до 15 километров в час.
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН, корреспондент: «Пока с точки зрения скоростного режима все четко, граница проходит ровно по дороге. Едем в сторону Дворцовой площади».
На Малой Морской скорость все та же – 15 километров в час. Хотя эта улица прилегает к Невскому проспекту. То ли еще не отрегулировали, то ли «туристический поток» здесь с точки зрения одного из сервисов не такой уж и «плотный».
АЛЕКСАНДР ЛИСИЦЫН,корреспондент: «Всё, на Невском проспекте, даже перед Невским, электродвигатель отключается. Можно сколько угодно жать на газ. Дальше только своим ходом».
Ограничение скорости электросамокатов в центре Петербурга – мера, конечно, не лишняя. Но главную проблему – отсутствие инфраструктуры – не решает.
СТИВ КАДДИНС,урбанист: «На мой взгляд, проблема в том, что те, кто отвечает за городской транспорт, пока не перестроились на современное мышление. На понимание, что автомобиль не главный участник дорожного движения, человек – главный, а то, на чем он ездит, неважно».
В Комитете по транспорту, в свою очередь, кивают в сторону федеральных законодателей.
ДМИТРИЙ ВАНЧЬКОВ,заместитель председателя комитета по транспорту: «Вообще нужно определиться с тем, что такое самокат. Если будут внесены изменения в ПДД, тогда у нас будет понимание, что это транспорт, где он может передвигаться».
Буквально за два-три месяца ситуация вокруг электросамокатов разделила петербуржцев на тех, кто за и тех, кто против. Вопрос пока не решен – ни на административном уровне, ни на законодательном. А ведь решать все равно придется. Потому что цена этого вопроса – безопасность. Наша и наших детей.