Морские окраины Петербурга на пороге грандиозных перемен. Кто, как и на какие деньги планирует изменить побережье Финского залива? Репортаж Антона Цумана.
Горская. За строгой табличкой «Без пропусков въезд запрещён» — пустырь. Здесь уже давно дикая территория. А в начале 80-х отсюда начиналась реализация, без малого, мегапроекта того времени — Комплекса защитных сооружений.
Теперь там, где в грузовики загружали тонны породы, бурьян и свалка строительного мусора. Там, где вагонами разгружали стройматериалы, гниют покрышки. На территории в 200 га лишь пара частных предприятий, судоремонтная фирма и многочисленные рыбацкие тропы, по которым только и можно выйти к открытой воде.
На прошедшем форуме этой земле был придан статус «территории опережающего экономического развития». В планах инвестора разместить здесь отели, высокотехнологичные производства, и отдельно — музей строительства дамбы.
Да, всё красиво. Но на вопрос, откуда сейчас, в эпоху экономического кризиса, вызванного пандемией, будут привлекаться средства на реализацию проекта — более 50 миллиардов рублей — руководство компании «Мегалайн» пока хранит молчание.
На видеопрезентации проекта «Горской» экспертами был замечен еще один проект у берегов залива. Искусственные острова, как в Дубае, компания «Зингер Девелопмент» планировала намыть прямо перед берегом природного заказника. 200 га территории, 3 миллиона квадратных метров жилья, фактически город на воде.
С главным редактором газеты «Общество и экология» Сергеем Лисовским прибываем точно на место в 5 километрах, где должен был разместиться новый намыв. В 2019 году власти Санкт-Петербурга отказали инвестору в реализации проекта, решение было подтверждено в Верховном суде. Но беспокойство экологов никуда не делось.
То есть очевидно, что обращаться с этими местами нужно крайне осторожно. В буквальном смысле, как с настоящей заповедной зоной.
Лисий нос. Это место сейчас называют не иначе, как «Петербургская Рублёвка». Там, где фешенебельные коттеджи соседствуют со старыми дачами. В 80-е на этом побережье мог появиться советский диснейленд. Но проект ушёл в прошлое вместе со страной. Поэтому к новым проектам в окрестностях тут всегда относятся настороженно.
Коренной житель Лисьего носа Лидия Скобелева показывает нам купчую, которую подписывал ещё её прадед, преподаватель Адольф Эльзигер. В те времена эти в этих местах селился, говоря современным языком, средний класс — профессура, учителя, мелкие чиновники. Лидия Валентиновна произошедшие с этим местом перемены пережила с грустью, но проекты, которые будут реализовываться в соседних с поселком районах, считает, скорее, неизбежностью.
Лахта. Пляж возле парка трёхсотлетия в жаркие дни не отличить от Ялтинского — такая уж народная популярность. К башне «Лахта Центра» здесь давно уже привыкли. И сейчас одна из самых обсуждаемых новостей — где появится вторая.
Безусловно, учитывая трепетное отношение петербуржцев к нашей небесной линии, этот проект ждут долгие и бурные обсуждения. Но это в перспективе. А пока — уже достраивается развязка с Приморским проспектом. А судя по этим проектным документам, пляж у парка будут сторожить три маленьких островка. С флагштоками. Общественные слушания по этому проекту состоятся уже в этом месяце.
Следующая точка на маршруте — Кронштадт, который сочетает в себе сразу три приманки для туриста. Это и близость к городу, и берег Финского залива, и история страны буквально на расстоянии вытянутой руки. И это не только масштабный проект «Остров фортов». Далеко на западной оконечности Котлина берега Кронштадта открываются с новой стороны.
До 2014 года форт Риф был объектом Минобороны. Кириллу Коробову и команде его единомышленников форт был сдан в аренду в 2017-м. Уже изрядно пострадавший от мародёров. Сегодня это даже не музей, а целый исторический парк, созданный во многом на энтузиазме, который охотно посещают и местные, и туристы, и часто киношники.
И это лишь часть историй о будущем морских окраин Петербурга. Которые не просто географическая локация на карте города. Это и часть экосистемы, и пространство для жизни, и место для отдыха. Да, развивать побережья нужно — главное принимать взвешенные и продуманные решения. Или, как в пословице, отмерять не семь, а семьдесят семь раз, прежде чем отрезать. Или, говоря языком девелоперов, освоить территорию.