Куда исчезают деревья Петербурга? А кому удалось пережить революцию и войну? Репортаж Натальи Бандуриной.
Наталия Бандурина,корреспондент: «Вот мои каменные джунгли, а это невероятной красоты оранжерея, которая будто вопреки всему здесь появилась. Весной нарциссы и фиалки, чуть позже здесь зацветут розы и пионы. Идешь мимо, посмотришь в сторону клумбы, и настроение улучшается».
На протяжении 10 лет эта хрупкая женщина сажает, поливает, ухаживает за цветами и кустарниками. Делает это на свои деньги. Просто так, чтобы было красиво. А поэтому очень расстраивается, когда замечает в очередной раз, что цветы кто- то выкопал.
ТАТЬЯНА КРУЗЕ,житель Санкт-Петербурга: «Выхожу иной раз, смотрю, а цветов моих уже нет. А я их выращиваю у себя дома в спальне, ищу коллекционные».
И, действительно, управляющая компания может в один момент все сравнять с землей, и будет права не по совести, а формально. По закону в Петербурге вообще сложно вот так взять и что-то посадить, без согласований. Начиная с цветов, заканчивая деревьями, которых в городе катастрофически не хватает.
Внутренний двор Строгановского дворца. На драгоценных квадратных метрах земли в центре города — кафе-шатер. На его месте раньше росли деревья, но коммерция победила. А так выглядел канал Грибоедова — вдоль набережной теперь парковка в два ряда. «Авроры» когда- то не было видно из-за деревьев, утопал в зелени Лиговский проспект, на месте аллеи на набережной Мойки уже давно одна большая парковка, в жару от солнца здесь не спрятаться, не скрыться.
МАРИЯ ТИНИКА,координатор общественного движения «Деревья Петербурга»: «Температура совместно с асфальтом и машинами огромная — тут пекло 50 градусов. Сохранились фото, где видно, как там туристы делают фото рядом с тополями».
Правда, недавние исследования показали, что Петербург занимает первое место среди российских городов по близости зеленых насаждений к жилым домам. В среднем до парка в нашем городе можно пройти 659 метров, это 6-7 минут, то в Москве понадобится пройти уже 790 метров. Но это, к сожалению, совсем не означает, что наш город самый зеленый. К сожалению, многие скверы и парки остались только на фото и в кино. Как этот сквер у метро Восстания.
При Петре I Невский проспект по обе стороны был засажен березами, на манер Амстердама. Но главная городская магистраль расширялась – деревья вырубали. При чем как до революции, так и в веке 21-м это всегда делалось, как бы странно это не звучало, в рамках благоустройства города. В начале 2000-х у Гостиного двора исчезла липовая аллея.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Гостиный двор — заколдованное для деревьев место. В новейшей истории было как минимум 5 попыток их здесь высадить. Но вязы и липы болели, в итоге погибали. А некоторые деревья, вообще сменили прописку — их пересадили на Смоленскую набережную».
Старейший городской сад — конечно, Летний. Здесь что не клен, то долгожитель. Средний возраст почтенных обитателей 150 – 200 лет. Некоторым даже присвоен статус "молчаливый свидетель истории". Точный возраст узнают с помощью специальной экспертизы.
ВИКТОР МЕЛЬНИКОВ,заведующий сектором социокультурного развития садов «Русского музея»: «Этот дуб видел всех императоров, видел Екатерину, когда она была еще принцессой».
Всем знакомые пушкинские строки:
Пальбой отбитые дружины,
Мешаясь, падают во прах.
Уходит Розен сквозь теснины;
Сдается пылкий Шлиппенбах.
Так вот не только Александр Сергеевич увековечил имя поверженного во время Полтавской битвы шведского генерала, он, как известно, перешел после на нашу сторону. В Парке Дубки, который был разбит по указу Петра, растет дуб, который посадил потомок обрусевшего шведа.
НИКОЛАЙ ШЛИППЕНБАХ,потомок шведского военачальника: «Моего отца в 80-х годах чуть не посадили за фамилию Шлиппенбах. Я русский, я 300 лет русский».
Наталья Бандурина,корреспондент: «Вот и получается: воевали против друг друга, а деревья посаженные Петром I и потомком Шлиппенбаха растут в одном парке. Знали б об этом царь-реформатор и шведский военачальник, то удивились бы».
Дубы, которые помнят еще Петра I, в наших широтах могут дожить до 500 лет, если за ними ухаживать, ставить вот такие железные вставки, как человеку при переломе костей. А чтобы после восполнить утрату, нужно высадить 150 саженцев, но по правилам, которые действуют в городе, взамен погибшего дерева высаживают только одно.
В Приморском Парке Победы под кронами деревьев в прохладной тени что-то вроде вечеринки. Бутерброды, музыка. На самом деле, это первая выездная встреча активистов общественной организации «Зеленый город». Эти люди однажды объединились для того, чтобы сделать наш город лучше. Учредили фонд и на собранные деньги закупают саженцы деревьев и высаживают их в городе.
ВАРВАРА ЩЕРБАКОВА,сооснователь фонда «Зелёный Петербург»: «Мы хотим сделать город зеленее, прекраснее, ведь некогда он был зеленым, а в 91-м году орган власти, отвечающий за озеленение, исчез, и мы своими активностями решает проблему озеленения».
Пройдя все согласования, получив все разрешения, а на это ушел целый год, на Садовой появились 9 кленов. А это значит, дышать в городе станет чуть легче. Будет, где спрятаться от солнца, передохнуть и пойти дальше по делам. Оставаться неравнодушными, это всегда выход. Будь-то помощь конкретному человеку или целому городу. Нас не будет, а деревья останутся. По тому, сколько их будет, наши потомки сделают о нашем поколении выводы.