Какой выпускник театрального вуза не мечтает стать большим актером или режиссером? Но места на известных прославленных сценах хватает не каждому. Существует выход – создать свой театр. На первый взгляд, это может быть хрупкий и неустойчивый, но все же театральный мир. Репортаж Ивана Уварова.
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Мечтаешь стать большим актером или режиссером? А большие и прославленные подмостки тебя не ждут? Создавай свой театр! На первый взгляд, это может быть хрупкий и неустойчивый, но все же мир. Театральный мир!»
Это макет декораций к спектаклю «Наш класс». Молодого и независимого театра с красивым итальянским названием «Фулкро». Бывший пивоваренный завод имени Степана Разина. Прямо здесь. В полузаброшенном помещении менее года назад и начался их театр.
14 актеров и один молодой режиссер. После окончания театральной академии они решили не расставаться. К чему эти бесконечные кастинги, когда можно создать что-то свое? У ребят получилось.
Театр может быть и таким — на улице, в подворотнях, в любую погоду.
Если говорить языком академического театра, то это моноспектакль. На языке театра современного: сайт-специфик.
— Что это такое?
КИРИЛЛ ЛЮКЕВИЧ,режиссер: «Театр в неклассическом понимании театрального пространства, то есть не в черной коробке».
— Можно в фойе сыграть?
— Можно.
— То есть все, что не на сцене, сайт специфик?
— Да.
Главный закон жанра: взаимодействие с пространством. И, желательно, прогулка. Вместе со зрителем, конечно. Получается что-то вроде экскурсии.
Спектакль живет меньше сезона, но уже сыгран более 70-ти раз. И, неожиданно, получил самую престижную театральную премию страны — «Золотую маску».
КИРИЛЛ ЛЮКЕВИЧ,режиссер: «Здесь нет такого, что мы сюда пришли и сделали вот этот спектакль, чтобы что-то сломать, сказать какое-то новое слово. Мы же сделали этот спектакль на улице из-за темы — граффити. Мы можем восстановить его в коробке. Но зачем? Зачем создавать пространство искусственно, если вот оно?»
ИВАН УВАРОВ,корреспондент: «Я буду говорить тихо, потому что вот там, в небольшой комнате в 15 квадратных метров, занимаются большим искусством. Достоевский. «Преступление и наказание»».
Взрослые люди, а играют в куклы. Вот уже пять лет. В Петербурге, наряду с Большим, есть Малый театр кукол. Небольшая справка для нетеатрального зрителя. Театр кукол — это не только сказки про трех поросят и золушку. И не только куклы. А еще, например, клоунада…
Сцена из спектакля «Дон Кихот». «Мамаша Кураж» по Брехту. Малый театр кукол, или сокращенно МТК, один из самых известных в стране независимых театров. У них нет своего помещения. Репетируют и дают спектакли там, где приютят. У них нет зарплат. Живут исключительно на деньги с продажи билетов. Но у них есть главное — любовь зрителя и вера в служение высокому искусству.
ДМИТРИЙ ПЕТРОВ (ЧАКЧИ ФРОСНОККЕРС),режиссер: «Вот пандемия нас настигла и некоторые актеры просто просили гречку. Зритель взял и начал скидывать деньги. Просто так. Это в то время, когда другие театры, пардон, не хочу никого обидеть, пошли в очередь к Комитету по культуре просить. А мы обратились к зрителю».
Новый сезон они откроют премьерой — «Преступление и наказание».
В таком театре действительно возможно все! Главное — сохранить в себе детство. Иначе у актеров-кукольников и не бывает.
Знаменитый адрес. Моховая, 34. Сюда все наши герои когда-то поступали с большими надеждами на большие и малые театры. Вот выпускной курс. Будущие актеры. И вот их мечты о профессии: БДТ или Александринка, Москва, Театр марионеток, Ленсовета, «Современник»…
Пусть у этих ребят все получится! Но, в большинстве случаев мечты так и остаются мечтами. И дело здесь не в таланте. Вот сухая статистика. Каждый год только театральные вузы страны выпускают около тысячи актеров. Большая часть из них стремятся в Москву и Петербург. А здесь…
— Сколько каждый год вы берете молодых?
ТАТЬЯНА КАЗАКОВА,художественный руководитель театра Комедии им. Н.П. Акимова: «Очень мало, в лучшем случае 1, 2. Прежде всего, нет ставок».
И так ответит руководитель любого государственного театра. Поэтому, и появляются сейчас яркие, интересные, порой экспериментальные и кому-то непонятные независимые театры. Но вот оно — настоящее будущее театрального Петербурга.
— Если бы у тебя была возможность после института выбрать любой театр страны. Какой бы ты выбрал?
— Я мыслила всегда себя как независимый режиссер, и это никогда не менялось.
— Сделать свой!
— Открывать свой театр надо и набирать своих единомышленников.
Да, у них нет оснащенной сцены. Огромного зрительного зала. И комфортных гримуборных. У них нет даже собственного помещения и зарплат. Но, глядя на этих людей и их спектакли, понимаешь: все это не главное. А главное, пожалуй, то, что они своим примером и своим творчеством каждый день доказывают: театр — это не стены. Театр — это люди! Их талант, энергия, страсть. Словом, все то, что позволяет им не просто создать, но и удержать этот хрупкий мир. Мир своего театра. Который делает нашу жизнь немного ярче.