Почему эта киностудия — легендарная для Санкт-Петербурга? И что сейчас происходит в ее стенах? Репортаж Антона Цумана.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь внимание. Очень важная новость. Нас услышали. Нас увидели. Напомню, что в прошлом нашем эфире мы рассказывали о том, как владелец исторического здания на Университетской набережной, по сути, уничтожает наш уникальный памятник. Так называемый особняк Черкасского. Напомню, что это здание выкупил некто Борис Берсон. Миллиардер. Один из совладельцев фирмы «Адамант». Сам он сейчас находится в Израиле. И пока он там греется  на берегу Мертвого моря, здесь на берегах Невы, медленно, но верно уничтожается еще один наш исторический памятник. Крыши нет. Дожди и плесень к осени полностью разрушат стены и несущие конструкции. Периодически дом поджигается. Охраны нет. И через несколько месяцев дом просто признают аварийным и снесут. А дом этот уникальный. Его начинали строить еще при жизни Петра I. И вот, как сообщил Следственный комитет РФ, расследование этого дела взял под личный контроль глава ведомства Александр Иванович Бастрыкин. Цитирую по сайту СК. «В настоящее время следователями совместно с сотрудниками полиции проводится обыск в офисном помещении ЗАО «Адамант», в ходе которого изымаются предметы и документы, представляющие интерес для следствия. Мероприятия проводятся в рамках расследования уголовного дела, возбужденного по статье 243.1 УК РФ нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия народов РФ после пожара, который в начале июня 2019 года произошел в доме Алексея Черкасского (Риттера) на Университетской набережной». Конец цитаты. И дай бог все-таки это расследование позволит наказать виновных в этом преступлении. Преступлении против  Петербурга.

И продолжая тему сохранения исторического наследия, хочется обратить внимание еще на один адрес. Здесь, на первый взгляд, закон не нарушен. Но вопрос — почему? Как такое было возможно? Итак. Цитирую, по сообщению  российского аукционного дома. Российский аукционный дом реализовал на торгах имущественный комплекс общей площадью 17,4 тыс. кв. м на Мельничной улице, принадлежащий Киностудии им. Горького. Актив был продан за 475 млн. рублей — вдвое ниже, чем собственник планировал выручить за него два года назад. Лот приобрело ООО «Славянское». По мнению экспертов, инвестор вряд ли будет возводить здесь жилье, скорее, приспособит объект под апартаменты, офисы. А это здание, кстати, это здание знаменитой на весь мир легендарной студии «Леннаучфильм». Кинофабрика, на которой работал легенда жанра кинофантастики Павел Клушанцев. На его фильмах учились Спилберг и Лукас. И вот теперь «Леннаучфильма» не будет. Почему продали здание бывшего  «Леннаучфильма»?.  Как с начала нулевых банкротили знаменитую кинофабрику советской научной документалистики?  Почему Министерство культуры так равнодушно отнеслось к тому,  что теперь не будет в нашей истории легендарного «Леннаучфильма»? И что теперь будет на этом месте? Тему продолжит Антон Цуман».

«Фильм дорога к звездам, 1957 год! 4 года до полета Гагарина, еще больше до выхода Леонова в открытый космос. Но уже тогда о космосе снимали настолько правдоподобно, насколько возможно. И делала это Ленинградская студия научно-популярных фильмов. Или просто «Леннаучфильм»

Адрес Мельничная, 4. Когда-то это была одна из трех крупнейших студий научно-популярных фильмов в Советском Союзе. Сейчас — не больше, чем квадратные метры недвижимости, которые на прошлой неделе ушли «с молотка» всего за полмиллиарда рублей.

Сегодня в коридорах одни арендаторы. Этот старый производственный комплекс отдан многочисленным музыкальным студиям. «Цех обработки пленки» — только такие таблички единственное, что напоминает о прошлом.

Формально на здании еще осталась вывеска «Леннаучфильм». Фактически самостоятельное производство фильмов здесь остановилось 6 лет назад. После краха советской системы управления он перешел в ведение Минкульта, который в феврале 2012 года объединил ее с московским «Центрнаучфильмом», который три года спустя одним росчерком пера стал частью Киностудии имени Горького. И для московской киностудии петербургская площадка стала, по словам руководства, «непрофильным активом».

История студии началась, как олицетворение популярного ленинского тезиса, «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». И основали ее даже не как студию, а как фабрику — кинофабрику №1. Которая и в блокаду не прекращала свою работу. Другими словами, вся кинохроника блокады — труд операторов на то время «Лентехфильма».

Главный принцип, не рассказывать, а показывать. Максимально зрелищно и доходчиво. Вот, например, кадр из фильма Павла Клушанцева «Тайны вещества». А вот авторский чертеж, явно демонстрирующий, какие конструкции приходилось изобретать, чтобы позволить зрителю заглянуть туда, куда заглянуть невооруженнымм взглядом невозможно.

Известный факт — голливудский постановщик спецэффектов фильмов «Чужие», «Терминатор» Роберт Скотак был поклонником Павла Клушанцева. Другими словами, Голливуд был бы сегодня совсем другим, не будь «Леннауча», где любой человек связанный с кинопроизводством был в постоянном творческом поиске.

Режиссер и оператор Сергей Циханович начинал свою карьеру на Леннауче. С верным «Конвасом» — главной «рабочей лошадкой» советских кинодокументалистов — объехал десятки стран. Для справки, одной кассеты хватало всего на две минуты. Лучшая дисциплина для творца.

Конечно, помимо действительно популярных научных фильмов, приходилось снимать и заказные от министерств, заводов, фабрик, исполкомов. О том, как хорошо живется в советской стране.

Подобные фильмы сотрудники студии метко называли «Болты в томате». Но и из такого, казалось бы, проходного фильма можно было сделать шедевр.

Сотрудники анимационной студии «Мельница» вспоминают начало своей карьеры на «Леннауче». Кстати, даже название этой студии отсылает к месту ее рождения — Мельничная улица. Для тех, кто ее создавал «Леннауч», был буквально путевкой в жизнь. Например, первая должность двукратного номинанта на «Оскар» Константина Бронзита — завскладом в цехе мультипликации.

Здесь о «Мельнице» так и говорят — последний «осколок» «Леннаучфильма». Пиар-директор студии Марина Безпалько вспоминает —  «Леннауч» разрушался вместе со страной, которая его создала. А уже к началу 90-х наука и вовсе стала непопулярной.

Редактор Нина Серебрякова покинула студию в начале 90-х, но никогда не прерывала с ней связь. Была свидетелем тому, как в 2017-м драгоценные архивы грузовиками отправляли в  Красногорск, в Госфильмофонд. Целая эпоха кинодокументальной истории Петербурга покинула город навсегда.

И продажа зданий на Мельничной улице лишь подвела черту под тем, что и так давно произошло. О том, что будет в стенах легендарной студии у представителей компании «Славянское», победившей в аукционе, пока лишь один ответ: «не могу комментировать, позвоните завтра».

Анализируя легендарное прошлое и печальный финал «Леннаучфильма», можно сделать вывод — он повторил судьбу многих предприятий реорганизованных, акционированных, приватизированных после краха советской системы. Да, все прошло, говоря канцелярским языком, «в рамках действующего законодательства». Возможно, в будущем в истории научно-популярного кино появится фраза «продолжение следует». Но пока придется принять факт — эпоха «Леннаучфильма» для Петербурга закончилась.