Петербуржцы возмущены новыми правилами выставления счетов за коммунальные услуги. Почему произошел сбой? Нужно ли платить? И как разобраться в этих квитанциях? Репортаж Андрея Федорова.

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«А теперь о самом громком не шторме или грозе, а о самом громком скандале этой недели. На днях была поставлена точка в долгом расследовании уголовного дела, связанного с коррупционными действиями высокопоставленных чиновников Петербурга. Еще со времен Георгия Полтавченко тянется эта история. И вот, наконец, финал.  Итак, бывший вице-губернатор Марат Оганесян в Куйбышевском районном суде, молча с опущенной головой выслушал приговор по своему делу. Напомню, что Оганесяна обвиняли и в получении взятки в размере 22 млн. рублей. И в хищении 60 млн. рублей. Которые, по версии следствия, были незаконно присвоены во время строительства многострадального стадиона «Газпром Арена». Напомню, что этот стадион строился почти 10 лет. Общая сумма, потраченная на реализацию этого проекта, составила от 44 до 52 млрд. рублей. По разным источникам. И вот решение суда. Факт взятки доказать стороне обвинению не удалось. Но факт хищения 42 млн. рублей был доказан. И суд приговорил Марата Оганесяна к 5 годам и 6 месяцам лишения свободы в колонии строгого режима. И к штрафу в размере 20 млн. рублей. Вот так закончилось одно из самых громких коррупционных дел в истории современного Петербурга.

Но это дело закончилось. А другое, похоже, начинается. Итак, цитирую, по сайту агентства Фонтанка.ру: «В отношении экс-главы Фонда капремонта Петербурга Дениса Шабурова возбуждено сразу три уголовных дела» Якобы, подчеркиваю, якобы, так как еще ничего не доказано, Шабуров получал какие-то взятки. Тут надо напомнить. Что Шабуров  возглавлял Фонд капремонта Петербурга с 2015-го года. Однако  в прошлом году довольно неожиданно покинул свой пост. С августа 2020-го организацию возглавляет Петр Погребняк, однако недавно Жилищный комитет объявил конкурс на замещение этой должности. Одним словом, лихорадит этот Фонд капитального ремонта. А фонд очень немаленький. Напомню, что тарифы на капремонт значительно выросли. И недавно вдруг все счета на оплату капремонта абсолютно неожиданно появились в платежных квитанциях компании «Петроэлектросбыт». По официальной информации, «Петроэлектросбыт » выиграл тендер, теперь именно эта компания будет  печатать квитанции фонда капремонта дешевле на 60 копеек чем раньше. Запутались все. Первый вопрос — само название. «Петроэлектросбыт» — это что? Перевожу. Это петербургская электросбытовая компания. То есть компания, которая занимается поставкой электричества в дома горожан. Причем тут капитальный ремонт? А как определить, по какому принципу происходят начисления? Фонд капитального ремонта ничего не комментирует, никаких разъяснений не дает. А людям надо платить по квитанциям. Что делать? Губернатор Александр Беглов на прошедшем заседании правительства города уже строго указал чиновниками, что ошибки надо исправлять. И Жилищный комитет, в ведомстве которого и находится Фонд капитального ремонта, уже, что называется, взял под козырек и пообещал в ближайшее время все исправить. Но вопросы все равно остались. За что мы платим? Почему монополисты все чаще и чаще навязывают нам, потребителям, свои условия. И самое важное — как разобраться в этой алхимии цифр коммунальных платежей? Об этом — в репортаже Андрея Федорова».

АНДРЕЙ ФЕДОРОВ,корреспондент:
«За капитальный ремонт платил по 500 рублей, в квитанции за май сумма оказалась в 3 раза больше. А еще и строка теперь находится совершенно в другой бумажке. Выяснить причину, что это, ошибка или задолженность, пытаюсь через «горячую линию». Но не дозвониться…».

С подобной ситуацией, судя по комментариям в социальных сетях, столкнулись тысячи жителей Петербурга.

Свое возмущение на просторах интернета выразил и джазовый музыкант Билли Новик. Ему тоже пришла квитанция с непонятной задолженностью.  Хотя, по счетам всегда платил вовремя, ждал капитального ремонта, дом в нем давно нуждается, а получил долг в 3,5 тысячи рублей.

БИЛЛИ НОВИК,музыкант:
«У нас в семье два человека с высшим образованием. Мы не понимаем, что тут написано вообще. Не понимаю эти рубрики, не понимаю, что такое отчетный период, если он есть – напишите какой отчетный период.  Здесь много вопросов, но нет ни времени, ни желания ни с кем ссориться».

Фонд капитального ремонта ситуацию не комментирует, а в Жилищном комитете не исключили многочисленные ошибки. При переходе базы данных от одного ведомства к другому, якобы, случился технический сбой. Возможно, виновен и человеческий фактор. Но в этом еще нужно разобраться.

ВИКТОР БОРЩЕВ,председатель Жилищного комитета Санкт‑Петербурга:
«Ошибки были. Мы их признаем, исправляем. Если произведены какие-то неправильные начисления, то мы обязываем Фонд капитального ремонта, и они сами принимают решение, происходит возврат денежных средств». 

Много вопросов к некоммерческой организации не только у петербуржцев, но и у прокуратуры, которая на этой неделе инициировала очередную проверку. Деньги с населения собирают не малые. Только за два года тарифы во всех типах домов выросли в 2 раза. Но средства не осваиваются, дома в должном объеме не ремонтируются. А на счетах скопились миллиарды.

Тут многие сразу вспоминают советский период, когда такой строчки в квитанциях не было, а оплата за коммунальные услуги практически не отражалась на семейном бюджете.

АНДРЕЙ ФЕДОРОВ,корреспондент:
«Квартплата — 2 рубля 26 копеек, отопление — полтора, вода и канализация — 1.30 р. Газ, телеантенна и телефон — тут совсем по мелочи. Итого выходит около 10 рублей в месяц. Счет за коммунальные услуги в Ленинграде в 1975-м году. По тем временам это цена примерно 2-х килограммов деликатесной сырокопченой колбасы».
АНАТОЛИЙ ГОЛОВ,сопредседатель Союза потребителей РФ:
«В Советском Союзе не было экономики. Не работали экономические законы. Там не было прямой взаимосвязи между стоимостью товаров, услуг и заработной платой. Были общественные фонды распределения. И совершенно откровенно говорилось, что все предприятия ЖКХ убыточные. То есть мы оплачивали только некоторую часть, все остальное оплачивало государство».

Сейчас правила игры на рынке ЖКХ диктуют монополисты. Именно они, порой, каждые шесть месяцев повышают цены на ресурсы. При этом гораздо быстрее инфляции. За последний год газ, свет и тепло подорожали на 7%. При этом плата за жилищные услуги осталась прежней. Цифрам удивляются даже в управляющих компаниях.

ОЛЬГА МАРТЫНОВСКАЯ,директор группы управляющих компаний:
«Мы являемся поставщиками коммунальных услуг. Мы от монополистов ресурсы доводим до собственников. Но при этом наш труд в оплате не повышается. То есть у них повышается, а у нас нет».

Изменить ситуацию, возможно, помог бы зарубежный опыт. Там, все по-другому.

АНДРЕЙ ФЕДОРОВ,корреспондент:
«Например, в Лондоне про монополистов давно не слышали. Отношения с поставщиками ресурсов и услуг там выстраиваются как с операторами сотовой связи. У кого тариф дешевле и акции интереснее, того и выбирают. Один дом могут одновременно обслуживать сразу шесть разных компаний. А переключение между ними доступно раз в неделю. В общем, в Европе все построено на здоровой конкуренции».

Кстати, вопрос о капитальном ремонте жители многоквартирных домов в европейских городах решают самостоятельно. Причем даже в исторической застройке, например, Рима.

МАКСИМ МАЛЕЦКИЙ,гид по Риму:
«Если требуются какие-то работы, связанные с внешним видом здания, то это собирается совет всех квартир и всех жильцов. И решается вопрос. Если проголосовали «за», то каждый скидывается и платит за работы».

А еще за границей любят экономить. Например, благодаря источникам возобновляемой энергии и подобным системам.

Небольшую гелиевую установку на своем дачном участие собрал заслуженный энергетик России Виктор Елистратов. Эффективна даже в петербуржском пасмурном климате. Превращает воду в кипяток, экономит электричество и экологически безопасна.  Такую можно было бы установить и на крышах многоэтажных домов в городе и значительно сэкономить. Но…

ВИКТОР ЕЛИСТРАТОВдиректор НОЦ «Возобновляемые виды энергии и установки на их основе», доктор технических наук, профессор, заслуженный энергетик РФ:
«В мире таких систем внедрено десятки миллионов квадратных метров. Во многих странах это на законодательном уровне. А у нас почему нет? Мы живем по старинке. В Санкт-Петербурге до сих пор не принят закон об энергосбережении. Мы об этом говорили 20 лет назад. Во многих регионах приняты и работают. А у нас закона нет, чтобы просчитывать технологии и внедрять».  

Современный Петербург — это огромный город с населением больше пяти миллионов человек. Где ежегодно ветшают дома и изнашиваются коммуникации, За ремонт которых мы должны платить. Но при этом и чаще задавать вопросы. Ведь, порой, в квитанциях вместе с ценами за удобства кроются ошибки и сбои в системах. Как это произошло в этом мае.