АЛЕКСЕЙ ВОРОНОВИЧ,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки: Хотя эвакуация театров и музыкальных коллективов Ленинграда началась уже в августе 41-го года, музы в блокадном городе не молчали. В Ленинграде оставались Театр музыкальной комедии и Симфонический оркестр Радиокомитета.
На сцене Театра музкомедии шли классические оперетты и новые музыкальные спектакли военной тематики. Редкое представление обходилось без перерыва по сигналу воздушной тревоги. Тогда все спускались в бомбоубежище, а потом спектакль возобновлялся. Репертуар театра публиковался ежедневно на страницах «Ленинградской правды». В январе 42-ого года в работе театра был сделан перерыв, но 4 марта постановки возобновились.
Весной 42-ого года возобновились и киносеансы. В кинотеатрах демонстрировались художественные фильмы и киножурнал. А 12 марта 42-ого года было принято решение наладить выпуск киножурналов и кинокартин, посвящённых обороне города. Благодаря им, сегодня у нас есть кадры хроники блокадного города.
На протяжении блокады не прекращал свои выступления симфонический оркестр Ленинградского радиокомитета. Работала Филармония. Хотя со временем концерты из-за перебоев с электроэнергией, но, главное, из-за болезней и гибели музыкантов проходили всё реже и реже. 9 августа 42-ого года состоялся самый важный концерт оркестра. В осаждённый город самолётом была доставлена партитура 7-й симфонии Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Дирижёр симфонического оркестра Карл Ильич Элиасберг смог собрать коллектив и в заполненном людьми белоколонном зале филармонии прозвучала легендарная музыка. Президентской библиотекой в 2018 году была оцифрована партитура 7-й симфонии, которая использовалась при первом исполнении симфонии в Куйбышеве и затем в Ленинграде.
Не закрыли свои двери для читателей и библиотеки Ленинграда. Штат библиотек и их число резко сократились. До начала войны в Ленинграде работали 52 районные библиотеки, к зиме 41-ого года их осталось только 22. Публичная библиотека эвакуировала более ценную часть фонда, но продолжала работать. В Центральной городской библиотеке из 150 человек осталось 38 сотрудников. Многие ушли на фронт или на производство. Но оставшиеся библиотекари продолжали выдачу книг читателям даже когда оставались без тепла и света. Наиболее ценная часть фонда была перенесена в подвал, который стал одновременно и бомбоубежищем, и читальным залом. Библиотеки организовывали тематические книжные выставки: о съедобных свойствах растений, утеплении квартир, освоении рабочих специальностей — о том, что помогало выжить в блокадном городе. Ленинградские библиотекари также консультировали защитников города, предоставляя техническую литературу. Всего за первую блокадную зиму было выдано около 82 тысяч книг.
Продолжали работать в Ленинграде и архивы. Центральный государственный исторический архив СССР (ныне – Российский государственный исторический архив) располагался в здании Сената и Синода. Наиболее ценная часть фондов была эвакуирована в город Чкалов (ныне – Оренбург). Архивисты обеспечивали сохранность оставшихся фондов, выполняли запросы советских войск и предоставляли архивные планы и карты.
В городе организовывались и художественные выставки. 2 января 42-ого года открылась «Первая выставка работ ленинградских художников в дни Великой Отечественной войны». Но самой значительной стала выставка «Героическая оборона Ленинграда» 30 апреля 44-ого года. Именно от неё ведёт свою историю музей обороны и блокады Ленинграда. Так же ленинградскими художниками создавались многочисленные плакаты, которые призывали к трудовому и военному подвигу.
Город не просто выживал в тяжелейшие годы. Он сохранял себя, свою культуру, свои традиции, свои принципы. И в этом ленинградцы черпали силы для дальнейшего противостояния.
Дневник блокады: когда слово и музыка становились оружием
27 января , 04:45