АЛЕКСЕЙ ВОРОНОВИЧ,кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Президентской библиотеки:

В блокадном Ленинграде, когда мужчины ушли на фронт, их места на заводах и фабриках заняли женщины. С первых дней блокады ленинградские женщины демонстрировали образцы героического труда в тылу, а многие самоотверженно сражались на фронте наравне с мужчинами.

Уже в апреле 42-ого года в районных пунктах военного обучения начались занятия женских подразделений. В ленинградской армии ПВО служили свыше 9000 женщин. Многие ленинградки прошли снайперскую школу. Но большинство — а это около 32 тысяч — были на ленинградском фронте медсёстрами и сандружинницами.

В «Ленинградской правде» приводили пример Натальи Сабуровой, которая под неприятельским огнём руководила эвакуацией раненых бойцов и поднимала боевой дух санитаров. Женщины строили оборонительные укрепления на подступах к Ленинграду, занимались оборудованием подвалов под бомбоубежища, устройством госпиталей, расчисткой завалов. А на предприятиях овладевали новыми специальностями, которые до этого считались исключительно мужскими: кузнеца, сталевара, литейщика, кочегара.

В печати появляются статьи, рассказывающие о самоотверженном труде женщин блокадного города. На Кировском заводе женщинам удалось добиться значительного перевыполнения норм и по ряду направлений превысить показатели мужчин-рабочих. Женщины работали регулировщицами, занимались восстановлением крыш зданий после попаданий снарядов, информировали о бомбардировках, следили за светомаскировкой, помогали эвакуировать жителей в бомбоубежища, расчищали завалы. В основном из девушек формировались и комсомольские бытовые отряды. Группами из 2-3 человек они обходили квартиры и помогали больным. Подсчитано, что в самое тяжёлое время блокады была оказана помощь почти 78-и тысячам ленинградцев.

Совершенно особых слов заслуживает подвиг ленинградских женщин, которые в это тяжелейшее время заботились о своих детях. Они жертвовали всем, чтобы сохранить им жизнь, и более того — дать хоть каплю радости детства. Валентин Владимирович Звонарёв вспоминает, как его мать, чтобы их, детей, хоть как-то порадовать стала выпекать блины, но в это время начался артобстрел. Вместо того, чтобы укрыться в бомбоубежище, она отвела их в коридор, а сама в перерыве между обстрелами бегала на кухню и возвращалась с очередным блином. И такие примеры, когда матери своей самоотверженностью превращали самые страшные мгновения в яркий момент торжества жизни — в каждом воспоминании переживших блокаду детей.

Это не могло не вызвать сопереживания. Свою солидарность с женщинами Ленинграда высказали женщины многих городов стран-союзников. А весной 42-ого года шотландские города Коттридж и Эдри прислали в Ленинград альбом со словами поддержки. В Ленинграде решили сделать ответный альбом, в оформлении которого принимала участие художница Анна Петровна Остроумова-Лебедева. Сегодня он хранится в публичной библиотеке Митчелла в Глазго, как один из ярких памятников мужества и стойкости ленинградских женщин, сумевших вынести на своих плечах все тяготы блокады.