Ровно год назад был зафиксирован первый случай заболевания коронавирусом. Чему мы успели научиться за это время? А какой урок так и не смогли выучить? Репортаж Андрея Федорова.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Но перейдем к более прозаическим событиям нашей жизни. И более драматическим. Главное из которых – это год. Ровно год назад в мире был зафиксирован первый случай заболевания человека, вызванного коронавирусом. 17 ноября в Китае, в городе Ухань, 55-летний мужчина обратился в местную поликлинику с симптомами, которые были похожи на обыкновенную ОРВИ. Врачи тогда не предали этому факту особого значения. Но когда через две недели количество пациентов, обратившихся к медикам с такими же симптомами, достигло 180 человек, вот тогда Госкомитет по здравоохранению сообщил о появлении новой болезни. Эти данные на днях были опубликованы китайским изданием China Morning Post со ссылкой на правительство КНР. Итак, 17 ноября. День, когда в истории человеческой цивилизации появился COVID-19. Прошел год. Год, который изменил этот мир. Чему мы успели научиться за это время? А какой урок мы так и не смогли выучить? Тему продолжит Андрей Федоров».
Андрей Федоров,корреспондент: «17 ноября 2019-го, ровно год назад, в Китае появился никому неизвестный «режиссер», который очень быстро покорил и изменил весь мир. Первое время мы ошибаемся в написании его имени и неправильно склоняем его родной город. Но начинаем очень внимательно следить за его карьерой».
При этом с самого сначала было неясно, в каком жанре работает автор. Продовольственная паника в магазинах по всему миру напомнила фильм-катастрофу. В это же время в сети появляются тысячи мемов, которые первое время вообще не понятно, как воспринимать. А выпуски новостей еще в мае дают понять, какие слова станут самыми популярными в 2020-м. Чаще всего звучит «карантин», «самоизоляция» и «социальная дистанция».
Влада Титова,врач-психотерапевт «Мы восприняли перемены по-разному. Сперва наблюдался рост агрессии и рост злоупотребления алкоголем. Сейчас ситуация более-менее стабилизировалась, она не является новой, люди устали от этого всего и экономят свои ресурсы внутренние».
Андрей Федоров,корреспондент: «Самый сильный удар коронавирус наносит по экономике. В один миг закрывает границы, отменяет все форумы и важные встречи. Мир постепенно погружается в рецессию. А затем начинает искать новые виды коммуникаций и переходит в онлайн».
Приспособиться к новым реалиям получается далеко не у всех. Весь год страдает малый и средний бизнес. Потери несут рестораторы, отельеры и сфера развлечений. Меняется и рынок труда. Среди самых востребованных профессий в коронавирусную эпоху IT-специалисты и курьеры. Проблемы и у крупных предприятий. Цифровизация в глобальной экономике набирает обороты, но выйти на прежние показатели пока не получается.
Дмитрий Прокофьев,экономист: «Ведущие специалисты по технологиям экономического роста говорят, что за этот онлайн мы заплатим в экономическом росте мировом на полтора, два процента в год. Это очень много! Снижается скорость внедрения инноваций, современной научной деятельности, креатива. Не работает это удаленно».
Андрей Федоров,корреспондент: «Коронавирус влияет на культуру и искусство. Популярность набирают онлайн экскурсии и даже появляются новые жанры. Сцена теперь – это бесконечное цифровое пространство. А драмы, комедии и мистерии – в приложениях для видеоконференции, мессенджерах и социальных сетях. Современная цифровая постановка – это не просто просмотр у экрана. Зрителю здесь прописана активная роль».
Многие актеры и режиссеры теперь работают домашней обстановке. К ним присоединился и весь шоу-бизнес. Звезды собирают миллионы зрителей на концертах в тапочках.
Музеи же осваивают новые жанры. Теперь в Интернете не просто застывшие фотографии, а настоящий интерактив. Тайны Пушкинского музея рассказывают под покровом ночи. В Эрмитаже показывают то, что не было доступно в офлайн режиме.
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа: «Если раньше это было нечто вспомогательное, не основное, то теперь это вспомогательное – важная часть нашей деятельности. Сейчас найдены те жанры, в которых только в режиме онлайн и можно действовать. Пойти в реставрационную мастерскую, рассказать о технике, о науке музейной, рассмотреть близко картину. Мы научились это делать так, чтобы было интересно и профессионально».
Андрей Федоров,корреспондент: «Единственная сфера, которая не подстраивается под новый сценарий, а пытается ему противостоять – медицина. Именно она все это время испытывает самую большую нагрузку. И только на нее вся надежда».
Над тем, чтобы остановить пандемию, сейчас работают лучшие умы всего мира. С каждым днем совершенствуются методики лечения и проходят испытания вакцины. Массовая прививочная кампания должна начаться через несколько месяцев.
А пока по всему миру, в том числе и в России, появляются программы по отслеживанию контактов с заболевшими. Похоже, что режиссер — коронавирус пробует себя в жанре научной фантастики.
Сергей Нетесов,заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Это очень короткий срок. Есть данные по временным ступеням разработки вакцины компании «MODERNA», они реально разработали прототипную вакцину за 62 дня. Это феноменальный срок. Так что человечество разогналось очень сильно, чтобы с этой эпидемией покончить».
Андрей Федоров,корреспондент: «Сколько еще будет сезонов у этого пугающего и порядком надоевшего сериала, пока не известно. Хотя, приемы уже избиты, актеры устали, а концовка предсказуема. Осталось ее только дождаться».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И продолжая эту тему. Год со дня появления первого зараженного коронавирусом человека в мире, я хочу напомнить, как это событие меняло наш мир за это время. Вот, вспомните апрельские кадры этого года. Пустые, мрачные пространства громадных торговых центров. Как будто это не кадры наших тогда ежедневных новостей того времени, а фрагменты фильма-антиутопии. Фильма, рассказывающего о последствиях какой-то катастрофы, охватившей нас. Или кадры пустого Петербурга тоже апрель – май этого года. Абсолютно пустого города, как будто нарисованного в какой-то компьютерной игре, созданной в стиле киберпанк. Но это было частью нашей реальности».