Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «И возвращаемся к главной теме нашего сегодняшнего выпуска. Ровно год назад мир узнал о новом заболевании, причиной которого является коронавирус. Был зафиксирован первый заболевший. На днях Роспотребнадзор ввел дополнительные ограничения, которые распространяются на объекты культуры. И, в первую очередь, это касается театров. Заполняемость залов должна не превышать 25%. Как это отразится на наших петербургских театрах? И как вообще пандемия и все, что с ней связано, отразится на театральной индустрии в экономическом плане и, самое главное, в творческом. Давайте поговорим об этом с одним из самых компетентных собеседников на эту тему. Это Валерий Владимирович Фокин. Художественный руководитель легендарного Александринского театра
Валерий Владимирович, как вы сейчас оцениваете ту ситуация, в которой находится Александринка? Как вы? Держитесь?».
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Ситуация понятная, она известная. Поэтому смешно про нее говорить. Она во всех областях, во всех направлениях, во всем мире. Конечно же, и в театре. Очень трудная ситуация во всех смыслах, нам приходится изменять спектакли, отменять их, работать с нашими партнерами. Мы, как я шучу очень горько, вернулись в конец 18 века, когда Александринка занималась балетом и драмой, то есть еще до возникновения Мариинского театра. Мы туда откатились. Но что делать? Выхода нет. Я считаю, что жаловаться нельзя. Это предлагаемые обстоятельства, которые нам даны, надо это преодолеть, надо это пережить. Не только нам плохо – всем плохо. Поэтому надо к этому относиться твердо и спокойно. Да, есть проблема, мы пытаемся ее решать.
Актеры ждут, как и все люди, одного – чтобы скорее это все закончилось, и они могли бы нормально вздохнуть, перестать бояться, как и все остальные люди, потому что мы все находимся под определенным стрессом. Все, даже те, кто не переболел. Но все равно психологически эта история давит на всех. И в том или ином качестве она, конечно, свой негатив оказывает. Самое главное, что меня беспокоит – то, что мы не должны терять свою творческую форму, ни в коем случае. Это для меня самое главное. Отсутствие выступлений, то, что мы нерегулярно играем свой репертуар, это очень сказывается. На сегодняшний день я оцениваю так: труппа находится в состоянии не том, котором мы почти год назад ее оставили, несмотря на то, что мы работаем, играем, репетируем. Тем не менее, это не та форма. Это же их инструмент. Они же играют на себе. Его надо тренировать, как в спорте. Надо выходить, надо играть, надо преодолевать. Надо работать.
Я в отличие от большинства своих коллег даже не завожусь. 25% наполняемость, 30% 50% — конечно, 50% лучше. А еще лучше 100%. Ну, будет 25% — это не играет для меня роли. Для меня играет роль, что мы показываем. И в каком качестве мы показываем. Сколько бы ни было народа в зале, ты должен за себя отвечать. Ты должен нести ту форму художественную, которая отвечает и говорит о национальном театре, Александринском театре. Вот главная задача. Поэтому, честно говоря, меня это сильно не волнует».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Некоторые представители культурного сообщества, например, Валерий Меладзе сделал громкое заявление, Евгений Гришковец — они очень негативно восприняли это заявление о заполняемости залов на 25%. Даже назвали это решение властей подлым и убивающим индустрию. Вы бы присоединились к такому мнению?»
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Я бы так сказал. Во-первых, это не драматический театр. Не то, чем я занимаюсь. Это все-таки шоу-бизнес. Гришковец болтается где-то между, талантливый человек, но он все время между, одной ногой там, другой ногой – там. Но я думаю, они глубоко неправы. Жаловаться не надо. Ударили по их заработкам? Ну, что поделать – по всем заработкам ударили, господа! Это начинает попахивать тем, что их корпоративы отменили, давай визжать. Это пошло. Пошло и бездарно. Сегодня ситуация военная. Нет, слава богу, взрывов, бомбы не падают на крыши. Но они падают внутри людей. Если врачи стоят на переднем краю этой войны, то культура стоит сзади, на втором плане, рядом. Потому что мы духовные врачи. Это надо сберечь. Это главная задача.
Ситуация изменила весь мир, всю нашу жизнь. Не только театральную индустрию. Последствия экономические, связанные с тем, что мы будем долго ощущать недостаток наших доходов, они не из воздуха происходят. Мы должны были ехать в следующем году в Будапешт на фестиваль. Все закрыто, фестиваль отменен. Они нас ждали несколько лет. Экономические последствия будут трудными. Что поделать? Творческие – я думаю, что мы все должны будем быть рады, что, наконец, увидим зрителей. Очень многие зрители соскучились по живому контакту. Живой контакт есть живой контакт. Его ничто заменить не может. Я даже вижу по этим 25%, что люди хотят живого контакта. Они хотят видеть актеров на сцене. Они хотят театра».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Заключительный вопрос вам как художнику, как режиссеру. Вы задумывались о реализации какой-то идеи, замысла, который позволил бы с художественной точки зрения раскрыть хотя бы отчасти суть того, что сейчас происходит с нами, с миром».
Валерий Фокин,художественный руководитель Александринского театра: «Перемены, которые происходят, они в той или иной степени все равно будут отражаться на том, что мы делаем. Потому что это слом целого этапа в жизни цивилизации. Такой удар сильнейший можно сравнить только с какими-то сильными глубокими потрясениями. Например, я человек не молодой, я думал о том, что на мою долю самое главное событие такого масштабного уровня – распад СССР. Но сейчас я понимаю, что происходящее гораздо сильнее. И когда весь мир захвачен одной проблемой, от этой одной проблемы гибнут люди везде: от Бразилии и Индии до Чукотки Петербурга и Москвы – это говорит о том, что мы все находимся в условиях невероятной катастрофы, которую надо преодолеть».