андрей смирнов,ведущий:
Всем знакомо здание Почтамта в центре Петербурга, однако мало кто знает, что в конце XVIII века вокруг него сложился особый район — Почтовый городок. Первый Санкт-Петербургский почтамт появился ещё при Петре I в 1714 году и выполнял функции учреждения по пересылке иностранной и русской корреспонденции. В его штате, кроме почтмейстера, числились переводчик и несколько почтальонов. За целый век здание почтамта меняло свою прописку несколько раз. Всё изменилось в царствование Екатерины II. Почтовый департамент был выделен из Коллегии иностранных дел и преобразован в Главное почтовых дел правление во главе с генерал-почт-директором князем Александром Безбородко.  

Санкт-Петербургский почтамт выступил как административный орган нового почтового Управления. Требовалось найти и достойное место для размещения руководящего и исполнительного органа, так как здание почтамта влачило жалкое существование в немецкой слободе. Таким образом, в 1782 г. Почтовый двор Северной столицы в четвёртый раз поменял своё местоположение и обосновался вот здесь. И всё благодаря князю Безбородко, который устроил грандиозную реформу почты в России. 

андрей смирнов,ведущий:
Мы с вами находимся в прекрасном парадном зале дворца Безбородко. Я знаю, что изначально архитектор Кваренги отвечал за строительство этого дворца. Причём Безбородко скупил несколько зданий, всё соединил. И сам жил здесь, это ещё не было территорией почтового ведомства.
ОЛЬГА ФРОЛОВА,заведующая информационно-методическим отделом Центрального музея связи им. А. С. Попова:
Фактически с этого здания началось формирование Почтового городка. В начале 1780-х годов он купил два участка и начал строительство дворца. Получил разрешение Екатерины, купил напротив пустой участок, другой, с садом, и на этом месте стали строить новый почтовый стан.
андрей смирнов,ведущий:
Страны без почты не представить абсолютно.
ОЛЬГА ФРОЛОВА,заведующая информационно-методическим отделом Центрального музея связи им. А. С. Попова:
Да, наверное, самые уникальные экспонаты – это наши макеты. Они подлинные, созданы в 90-х годах 19 века выпускниками Академии художеств для Всемирной выставки в Чикаго.  Поскольку у нас огромная страна с разными климатическими зонами, то и средства перевозки почты помимо традиционных лошадей и железных дорог были разные. Использовались и верблюды, и мулы, и собаки, и олени.
ЛЮДМИЛА БАКАЮТОВА,главный хранитель Государственной коллекции знаков почтовой оплаты ЦМС им. А. С. Попова:
Первые конверты – это 1845 год — с синим штемпелем для петербуржской городской почты, с красным штемпелем для московской городской почты и чуть позднее – с чёрным штемпелем на клапане – это уже для общероссийской доставки.
андрей смирнов,ведущий:
В начале XVIII века на территории между реками Невой и Мойкой располагалась усадьба, принадлежавшая сподвижнику Петра I генерал-прокурору Синода графу Павлу Ягужинскому. В конце века трёхэтажный дом с многочисленными мастерскими уже его сына — графа Сергея Ягужинского, объявленного в 1786 году несостоятельным, — был куплен князем Безбородко для Почтового департамента.
ЕКАТЕРИНА ТЕРЮКОВА,заместитель директора по научной работе Государственного музея истории религии:
Это историческое здание, дом Ягужинского, он начинает свою историю в середине 18 столетия, известно, что тогда это был доходный дом. Три этажа и 126 комнат, конечно, это всё сдавалось. Сам граф Ягужинский жил на Марсовом поле в своём особняке, и документы сохранили информацию, что здесь в нашем, как в народе называли, Ягужинском трактире был первый публичный зверинец в Петербурге. Иностранец Шиез держал здесь одного верблюда, двух ежей и трёх обезьян.
андрей смирнов,ведущий:
Помимо дворца князя Безбородко и дома графа Ягужинского для формирования Почтового квартала в 1821 году Санкт-Петербургский почтамт выкупил и всю усадьбу самого Михаила Васильевича Ломоносова. Продала её правнучка учёного, Екатерина Раевская, за 182 тысячи рублей. В 40-е годы 19 века архитектор Альберт Кавос перестроил весь комплекс зданий, в которых разместилась станция почтовых карет и дилижансов, отправлявшихся в Москву, Варшаву и Ригу. Фактически, это был первый в нашей стране автовокзал, который утратил свою значимость с развитием железных дорог, когда надобность в почтовых каретах исчезла.