Почему исторические мостовые Петербурга порой так же ценны, как Летний сад или Эрмитаж? Почему петербуржцы готовы стоять за них буквально насмерть? И какие детали исторического быта можно найти под ногами? Репортаж Антона Цумана.
Тучков Переулок. Казалось бы, эти работы можно сухо назвать «заменой дорожного покрытия». Но только не в Петербурге. Сейчас тут максимально бережно аккуратно перекладывают историческую брусчатую мостовую, которая появилась на городских улицах еще в самом начале 20 века. Даже рисунок мостовой при перекладке стараются воспроизвести в точности.
Эту мостовую на Галерной, кстати, восстановили с нуля в 2000-х гг. И с тех пор она не потребовала никакого крупного ремонта. Камень действительно долговечнее и надежнее асфальта, но как отметили в профильном комитете, для мегаполиса с развитым движением он так и останется исторической экзотикой.
А вот другой, противоположный пример отношения к старинным камням. Во время замены асфальта во дворе дома Семенова на проспекте Римского-Корсакова обнаружились фрагменты булыжной мостовой. Которые подрядчик попытался тихо вывезти в неизвестном направлении. На их защиту встали всем миром, точнее всем двором. Где еще, кроме Петербурга, ради, казалось бы, простых камней станут буквально бросаться под ковш экскаватора?
Виталий Дмитриев — один из тех, кто первым забил тревогу. Жители дома уверены, если бы подрядчику не помешали бы, так и выкинули где-нибудь как строительный мусор или продали как стройматериал.
По камням этого вполне мог ступать Федор Достоевский, который мог заглянуть сюда в поисках образов для романа «Преступление и наказание». Да и вообще в 19 веке таким булыжником были вымощены все улицы и проспекты. Правда, сегодня ее можно встретить лишь возле нескольких дворцов.
В плане мостовых до самого изобретения асфальтового покрытия Петербург экспериментировал. Пример кирпичной мостовой Летнего сада, которая еще помнит шаги Петра Первого. Чугунная мостовая, единственная в своем роде, с улиц Кронштадта.
А вот интересная фотография начала века. Последствия наводнения 1924 года. Эти всплывшие бруски тоже петербургская мостовая. Из шестигранных отрезков брёвен — торцов. Вот в одном из бастионов Петропавловской крепости воспроизвели покрытие, обнаруженное в 90-х. Над ним за десятки лет прошли миллионы туристов, а нашли его практически случайно.
И если в городе такая мостовая обеспечивала низкую шумность и, как говорят автомобилисты, плавность хода, междугородние магистрали делали на века. Археолог Петр Сорокин ведет нас по каменной кладке Шлиссельбургского тракта, проложенном еще при императрице Анне Иоанновне, в 18 веке.
От исторического покрытия осталось всего три с половиной километра, да и то чудом — после войны шоссе изменило траекторию. Остальное закатали в бетон. И, по словам археолога, в центре Петербурга под старым асфальтом участки старой мостовой прячутся почти повсеместно.
Но для того чтобы увидеть приметы старого Петербурга вовсе необязательно, что называется, глубоко копать. Пример, казалось бы, утилитарная вещь — крышки технологических люков. Современные, с обозначениями В — водопровод, Д — дренаж. Вот довольно из эпохи Ленинграда. Но есть и абсолютно уникальные. Как этот, на Петроградской стороне, с надписью «Канализация Петрограда».
На экскурсиях краеведа Елены Потребной, которые она проводит во дворе дома Бенуа, всегда лучше смотреть под ноги. Даже не с точки зрения безопасности, а чтобы не пропустить ни одной детали. Например, эта крышка с клеймом промышленника Курта Зигеля служит здесь еще с царских времен.
И все это лишний раз доказывает: история Петербурга – это не только площади, памятники, музеи и дворцы, как для археолога будущего будет ценностью наш асфальт, так и для нас должны быть ценными незаметные частички его старого быта, которые окружают нас на каждой улице, в каждом дворе. Чтобы обнаружить, достаточно просто смотреть под ноги.