Дворцовый мост сегодня развели под музыку Виктора Цоя. Две композиции в симфоническом исполнении прозвучали в честь 30-й годовщины со дня гибели рок-исполнителя. Авария, в которой погиб певец, произошла 15 августа 1990 года на 35-м километре Латвийской трассы Слока – Талси. По официальной версии музыкант уснул за рулем. Но этот факт до сих пор вызывает споры у поклонников и экспертов. Репортаж Андрея Федорова.
Мы знаем, где он жил, учился и работал. Давно изучили все памятные места. Но до сих пор, даже спустя 30 лет, ищем ответ на один из главных вопросов – при каких обстоятельствах погиб Виктор Цой. Версий накопилось больше 20-ти.
Самые популярные. Самоубийство. Из-за несчастной любви и депрессии в автобус на полной скорости музыкант врезался сам. След КГБ. Певца, требующего перемен, усыпили сотрудники спецслужб и подставили автомобиль под «Икарус». Убийство. Аварию подстроил генеральный продюсер группы «Кино», который и подарил Цою тот самый «Москвич». Мистика. Судьба музыканта была предрешена. Об этом, якобы, говорит и его последняя пророческая картина под названием «Дорога», которая в эти дни стала одним из самых интересных экспонатов новой выставки.
Ксения Ремизова,искусствовед, куратор выставочных проектов Kgallery: «Не хотелось бы уходить в излишний мистицизм, но он напрашивается, когда ты видишь такие вещи. За лобовым стеклом мы не видим какой-то конкретики, мы видим нечто, нечто психоделическое, пространство без фигуративности».
Андрей Федоров,корреспондент: «15 августа 1990 года. Накануне Виктор Цой закончил работу над черновым вариантом альбома под названием «47». А с утра решил отправиться на рыбалку. Пятилетнего сына разбудить не смог, на озеро приехал один. Клева в этот день почти не было. За пять часов – всего два хвоста. Музыкант решает сворачивать удочки и возвращаться. Дорога до поселка должна занять 15 минут. По официальной версии латвийского ГАИ, на дороге Цой разогнался до скорости не менее 130-ти километров в час. Уснул за рулем и вылетел на встречную полосу, где и произошло лобовое столкновение с Икарусом. Но именно этот вариант развития событий вызвал очень много вопросов, как у фанатов, так и экспертов».
Самый главный – к отечественному автопрому. Неужели на «Москвиче» можно разогнаться до такой скорости, да еще и по проселочной дороге?
Иосиф Пригожин,продюсер: «Я думаю, что это несчастный случай, другого быть не может. Хочу сказать, что тот самый злополучный «Москвич», на котором он ездил, мы, по поручению Юрия Айзеншписа, ездили покупать на завод. Тогда было модно ездить на таких машинах. Мы ее перегнали в Беляево, и я потом проводил Виктора на своей машине, «Восьмёрке», в аэропорт. Они с Джоанной Стингрей улетали в Японию на гастроли».
Джоанна Стингрей,певица: «Я думаю, что это был обычный несчастный случай, ничего больше. Он отвлекся, чтобы поменять кассету в магнитофоне. Поэтому и произошла авария».
Но журналисты не унимаются и ведут новые расследования. Для одного из последних в петербургском Институте безопасности дорожного движения, по старой фотографии из газеты, даже воссоздали схему. По мнению экспертов, латвийская милиция в 90-м делала документ в спешке. Место столкновения не обозначено, расстояния, порой, указаны неверно. Отсюда и все, часто, фантастические, домыслы. Разбираемся на месте.
Андрей Федоров,корреспондент: «Еще одна загадка – окончание линии на схеме, которая отображает движение автомобиля по обочине. Если разбираться детально, то «Москвич» бороздил землю больше 30-ти метров, но затем не остановился, а почему-то вернулся на дорогу. Как будто ему что-то-то помешало».
Новая, дополненная, схема объясняет: препятствием на пути и причиной резкого поворота певца стали дерево и куст, которые были здесь и во время аварии.
Ярослав Васильев,главный специалист группы научного сопровождения СПбГАСУ: «Всегда люди хотят увидеть теорию заговора в чем-то, коварный замысел. Кто-то злобный решил, что здесь есть что-то, но я это не зафиксирую. И это, конечно, может быть. Но не надо из всего делать заговор. Чаще всего — это обычная человеческая глупость».
Но самый главный вопрос по-прежнему остается. Почему музыкант выехал на обочину? Было ли препятствие на его пути? Версия есть у свидетельницы тех событий и жительницы ближайшего дома от места ДТП.
Штродах Скайдрите,свидетельница аварии с участием Виктора Цоя: «Вы поверите в то, что я вам сейчас скажу? То, что будет в газетах и везде, все, что будут рассказывать — это совсем не то. На самом деле, он ехал с озера. Он всю ночь там пьянствовал. Уж извините, что я вам правду говорю. Местные люди не хотели его выпускать утром. Поспи и отдохни, после обеда поезжай. Нет, поеду и все. Он же был человек такой, наверное, как хотел, так и делал».
При этом проведенная тогда экспертиза показала, что Виктор Цой был абсолютно трезв и не употреблял алкоголь в течение 48 часов до трагедии.
Свою версию гибели кумира миллионов совсем скоро расскажет и режиссер Алексей Учитель. Несколько дней назад он закончил работу над новым художественным фильмом. Снимали больше года в Калининграде, Псковской области, Петербурге и Латвии. Начинаться картина будет с аварии, а посвящена больше событиям после трагического происшествия. Но и певец в нем обязательно появится. Не зря рабочее название «47» в последний момент сменили на «Цой».
Алексей Учитель,режиссер: «Когда смонтировал, понял, что «47» — это такая загадочная цифра. Она вызывает какие-то определенные эмоции тоже, но все-таки этот фильм, хоть и не прямая биография Виктора Цоя, но это некий символ. Часто же произносят «Цой жив». Так и здесь, Цой – это некий образ, относящийся не только к конкретному человеку. А я не даром говорил всегда, что наш фильм – это притча, а притча требует символизации».
В фильме будет лишь одна из версий произошедшего. Новых правдивых подробностей о смерти кумира миллионов, скорее всего, уже не появится. Дело об аварии под номером 480 было уничтожено за истечением срока давности. Но сам Виктор Цой, благодаря его до сих пор актуальным песням, будет жить, в нашей памяти и в наших сердцах.