Интервью с Сергеем Нетесовым, заведующим лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ.
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Сергей Викторович, первый вопрос. Информация о вакцине против коронавируса – для вас это был эффект разорвавшейся бомбы? Было для вас неожиданным?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Абсолютно точно не было неожиданным. Первые клинические испытания американской вакцины начались еще в середине марта. Уже в мае они опубликовали результаты первой фазы клинических испытаний. Данные о нашей вакцине до сих пор не опубликованы. Их обещают опубликовать только в августе. У них начали испытание и второй, и третьей фазы на нескольких десятках тысяч человек».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «То есть никакой неожиданности нет? Даже некоторые страны, как вы говорите, по фазам опережают нас?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Получается так, да. И по публикациям тоже опережают. Но в России эта вакцина зарегистрирована впервые и первой».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «То есть для мира это не сенсация, а для России – в некотором роде сенсация и прорыв. Так получается?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Именно так. Разработки идут и в Центре Гамалеи, и в Санкт-Петербурге, как минимум в трех организациях, и в новосибирском Центре вирусологии «Вектор». Есть еще несколько организаций, которые ведут такие разработки в России, но они пока не обозначили свои успехи или неудачи».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Поясните, пожалуйста, что означает первая фаза, вторая и третья?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Первая фаза испытаний – испытания в первую очередь на безопасность. Берется группа добровольцев, делится на несколько исходных групп, одной группе колется одна доза, другой – другая, третьей – плацебо. Далее смотрят, как влияет инъекция на человека. Вторая фаза – подбор дозы. Сильно большая доза, как правило вызывает, сильные побочные реакции. Сильно маленькая – не вызывает иммунитета. Вторая фаза делается на нескольких сотнях добровольцах. Третья фаза – несколько тысяч или несколько десятков тысяч добровольцев набирается с тем, чтобы оценить защитный эффект. На третьей фазе находятся разработки Китая, Великобритании, США».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:Информация об авторе «Итак, первая фаза – это сама суть изобретения. Вторая – доза. Третья – эффективность действия?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Да».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Как дилетанту поясните мне, пожалуйста, наша вакцина – «Спутник 5» – с точки зрения механизма действия – такая же, как и те вакцины, которые разрабатываются в Китае и Америке? Или каждая вакцина действует по-разному?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Общий механизм действия одинаковый у всех вакцин. Все вакцины – это фактически впрыскивание в наш организм какой-то детали от инфекционного агента. Отличается способ впрыскивания. В этом смысле наша вакцина, которая сделана в институте Гамалеи, эта вакцина основана на рекомбинантном аденовирусе, который, судя по всему, не может размножаться сам в человеческих клетках, только в искусственных клетках. Вакцины, подобные нашей, в мире делают. Тоже на основе аденовируса, но на основе живого, реплицирующего аденовируса. Наша вакцина, похоже, сделана на основе не реплицирующего аденовируса, поэтому она двухкомпонентная. Почему нужен второй компонент? Потому что здесь силы воздействия на организм одного компонента, видимо, недостаточно, чтобы получить прочный и надежный иммунитет. В этом смысле наша вакцина оригинальна. Единственное, что я бы сказал, список побочных действий, который описан в самом документе, довольно длинный. Чтобы его уменьшить, я бы прошелся по дозам, вторая фаза».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Очень просто, на пальцах поясните, как действует вакцина против COVID-19?»
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Есть аденовирус, ДНК-содержащая частица, упакована в белковую оболочку, она вызывает до 5% всех респираторных заболеваний. Как правило, легких. Но у этого аденовируса удалена часть, которая позволяет ему размножаться. Вместо того чтобы размножаться, вставлен ген коронавируса. Один единственный, который образует шипы на поверхности коронавируса, который является главным антигеном для выработки антител. Этот аденовирус попадает в клетки и начинает в клетках производить белок. Производит не очень долго, потому что сам не может размножаться. Они сколько-то произвел, а клетка в это время либо сама уничтожает, либо погибает. Этого хватает, чтобы антиген вошел в структуру клеток, и наш организм стал воспринимать структуру клеток, будто это «иностранный» агент, начали этого агента убивать».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»: «Вы бы мне посоветовали вколоть эту вакцину? Или еще подождать? Я бы подождал…».
Сергей Нетесов,член-корреспондент РАН, заведующий лабораторией биотехнологии и вирусологии Факультета естественных наук НГУ: «Почему не надо сейчас это делать? Надо отследить последствия. Испытания не закончены. Здесь дело совсем не в смелости, а в благоразумии. Всем известно, что каскадеры могут прыгать с третьего этажа и ничего не ломать. Но обычный человек все-таки что-нибудь себе сломает. Побочных действий много. И те, которые здесь изложены, проявляются в течение месяцев после вакцинации. Могут быть и отдаленные последствия вакцинации, отложенные. Их надо отслеживать еще лет пять. Но из-за такой ситуации в мире никто 5 лет ждать не будет».