АНДРЕЙ СМИРНОВ,ведущий:

В этом году – 95 лет с момента смерти российского архитектора и инженера – Петра Балинского, которого смело можно назвать пионером метростроения в нашей стране. Он родился в Петербурге в семье известного врача-психиатра, окончил институт гражданских инженеров. По его проектам сооружён ряд производственных комплексов и больничных зданий. В частности, больница Общины сестёр милосердия Святого Георгия Российского общества Красного Креста, Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей, а также вот этот грандиозный комплекс зданий Клинического института Великой княжны Елены Павловны.          

В 1901-1902 годах в столице Российском Империи начался настоящий бум проектирования метро. Особое место в истории Петербургского метрополитена занимают проекты именно Петра Балинского, которые были самыми известными и обсуждаемыми. Инженер несколько лет посвятил изучению строительства подземки в Лондоне, Будапеште и Нью-Йорке. Самый амбициозный проект Балинского – надземная скоростная железная дорога как на Манхэттене. Предполагалось на месте Обуховской больницы на Загородном проспекте построить Центральный вокзал, от которого в разные стороны разбегались 11 надземных линий на эстакадах и большая кольцевая линия.   

Сильной стороной своего проекта Балинский считал линии, соединяющие все вокзалы Петербурга. Например, большая кольцевая линия должна была соединить металлическими эстакадами вдоль Обводного канала сразу 3 вокзала: Витебский, Варшавский и Балтийский, а затем по Лиговскому проспекту с помощью радиальной линии метро неслось бы в сторону Николаевского вокзала

Другие линии надземного метро Балинского должны была пройти вдоль Измайловского проспекта мимо Троице-Измайловского собора, а также по Сенной площади, набережным Екатерининского и Крюкова каналов, Мойке с выходом на Неву. Например, у Оранжереи Таврического сада также могла бы быть станция надземного метро.

По одиннадцати метромостам линии могли соединить центр с Васильевским островом, Петербургской и Выборгской сторонами, а также Охтой. Длина всей дороги составила бы 102 километра. Поезда должны были следовать каждые 2,5 минуты со скоростью до 75 километров в час. Стоимость проекта оценивалась в колоссальную суму – 190 миллионов рублей.

Идея Петра Балинского нашла много сторонников и противников. В 1903 году его проект отклонила Городская дума по приказу императора Николая II. Это позволило городским властям заняться строительством трамвайных линий. Ну а метро в нашем городе – подземное – откроется спустя полвека, 15 ноября 1955 года.