Чтобы окунуться в дела давно минувших дней, вовсе не обязательно идти во дворцы. Даже эта небольшая лужайка в Стрельне — живая история.
Елена Кузьменко,начальник участка территории Дворца Петра I в Стрельне: Мы с вами находимся на земле, и по этой земле ходили все царствующие особы. Вот это — естественный травостой, которому больше 300 лет. Он содержит те травы, которые росли в тот период времени. И можно сказать, что мы ступаем по земле исторической.
Конечно, от огорода, который в 1710 году на стрельнинской мызе заложил Пётр Первый, ничего не осталось, но несколько лет назад его восстановили по образу и подобию того, петровского.
Елена Кузьменко,начальник участка территории Дворца Петра I в Стрельне: У Петра Первого был девиз: «Красота и польза». То есть совместить эстетическое восприятие с той хозяйственной необходимостью, которая была.
Огород Петр Алексеевич разбил на голландский вкус — высаживая рядом не только то, что радует глаз и желудок, но и то, что лечит.
Елена Кузьменко,начальник участка территории Дворца Петра I в Стрельне: Иссоп был известен с 17 века, и в русских монастырях его называли синим зверобоем. Это растение было не только пряностью, но и лекарственным средством. Обычно им лечили бронхиты. Использовался для заживления ран.
А вот пижма бальзамическая. Отличная приправа для салатов и мясных блюд, но Пётр Первый наделял пижму еще и мистическим свойством и рекомендовал сажать перед входом в дом. «Дабы предохранить проживающих от плохих приходящих», — говаривал император.
Елена Кузьменко,начальник участка территории Дворца Петра I в Стрельне: Пётр I вообще был любопытствующим императором. И путешествуя по Западной Европе, он привносил на русскую землю те культуры, которые понравились. В Голландии в 1696 году, попробовал редис. Безумно ему понравился этот маленький красненький, сладкий в отличие от репы корнеплод, и он настолько его полюбил, что ради него был издан именной указ: Чтобы независимо от времени года на царском меню должно присусттвуть 5-6 корнеплода этого овоща.
Но со смертью Петра из царского меню редис на долгие годы исчезает. Путь к русскому желудку другой новинки, привезенной из Голландии, картофеля, тоже был долог и даже опасен.
Елена Кузьменко,начальник участка территории Дворца Петра I в Стрельне: Когда в 1762 году Екатерина II решила распространить эту овощную культуру в южные регионы Российской империи, она обязала новгородскую губернию стать поставщиком семенного посадочного материала. Но крестьянам не сказали, что использовали в пищу. они пробуют плод, который красный цвет, который содержит соланин, безумно опасный. Происходит массовое отравление крестьян и вспыхивают так называемые картофельные бунты.
Но со временем войдя в моду, заморские картофель, томаты, баклажаны потеснили исконно-русские. Повезло капусте, уж очень ее любили самодержавные Романовы. Екатерина Вторая даже сама разливала щи. А вот о замечательных брюкве и репе сегодня напоминают лишь пословицы. Не увидишь на прилавках магазинов и лук душистый, появившийся на Руси во времена набегов золотоордынцев, и за это прозванный лук-татарка. Но здесь, в Стрельне о нем не забыли. Ведь он красив и полезен. Все, как любил Пётр Первый…