«Аренда», «Продажа» – такие вывески, словно приговор петербургскому бизнесу. Арендаторы массово уходят с главных городских улиц. Продаются и сдаются не только маленькие помещения, но и целые особняки. Репортаж Евгении Альтфельд.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Длина Невского проспекта 4,5 км, учитывая среднюю скорость пешехода, пройти его можно за час, и посмотреть, сколько зданий главной улицы города лишились своих арендаторов».
Бизнес массово уходит с самых дорогих улиц, оставляя пустые помещения, грязные витрины с вывесками, которые уже стали символом нынешнего кризиса. Аренда. Еще недавно здесь бурлила жизнь. Городской ландшафт изменился до неузнаваемости.
Система работы на вынос спасает не все рестораны. Гороховая, 46. Здесь был популярный стейк-бар. Мебель, посуду его владелец Артем Фоменко хранит в своем другом пока еще открытом ресторане. Целый подвальный этаж как память о некогда успешном проекте.
Артем Фоменко,владелец ресторана: «Я, честно говоря, в себя неделю приходил или даже две, после того как закрыл ресторан. Чисто психологически было трудно, когда закрыл ресторан, много было энергии вложено и души».
Вывески, меню, гравюры Артем сохранит на память, мебель и посуду надеется продать. С закрытием ресторана он тянул до последнего. Но выручка упала на 95 процентов. В таких условиях выжить невозможно, и вот — надпись «Аренда» как приговор.
Артем Фоменко,владелец ресторана: «Мы смотрели, надеялись на какую-то определенность с ограничениями, но когда 12 июня нерабочие дни отменили, но ничего не разрешили, я принял решение закрывать ресторан. В прошлом году летом мы обслуживали по 150 человек в день, сейчас – 3 человека заходят, берут кофе с собой».
Главная витрина торгового Петербурга на протяжении двух веков – Большой Гостиный двор. На окнах объявление о том, что легендарный магазин закрыт. Впервые за 235 лет. Здесь делали покупки многие русские классики. Для каждого жителя и гостя Ленинграда поход в Гостинку был чем-то особенным.
Где-то продавцы вытирают пыль с матрешек, которым еще долго ждать покупателей. Гостиный двор закрыт, как и другие крупные торговые центры. Краевед Алексей Шишкин говорит: на самом деле универмаг не раз останавливал торговлю. Например, в годы военного коммунизма. Когда была заморожена вся городская экономика, как и сейчас. Коронавирус нанес не менее сильный удар.
Алексей Шишкин,глава отдела петербурговедения библиотеки им. В. В. Маяковского: «Стоило только начаться НЭПу, открываются рестораны и магазины, проходит испанский грипп, с которым часто сравнивают нынешний ковид, и на этих же местах появляются новые или наследующие заведения. Так было после революции, после войны, после перестройки, так будет и теперь конечно».
Евгения Альтфельд,корреспондент: «Со времен Пушкина и Гоголя Невский проспект всегда был наполнен различными вывесками, но такого количества вывесок «аренда» здесь не было никогда. Эта надпись звучит как диагноз, ведь теперь сдаются не только маленькие коммерческие помещения, но и целые здания».
Улица Марата, маленькая мастерская по ремонту техники. Закрываться и съезжать не выгодно, лучше продать, говорит ее владелец. Хотя самоизоляцию мастерская пережила. От налогов освободили, владелец получили субсидию на зарплаты, к тому же, собственник помещения проявила неожиданную поддержку.
Кирилл Бонасевич,владелец мастерской по ремонту техники: «Спасибо ей большое, когда мы не работали, она сама сказала – аренду платить не надо, все всё понимают».
На улицах города разворачиваются настоящие трагедии. За каждой вывеской — крушение чьих-то надежд. Невский, 61. Это кафе открылось 19 марта и проработало всего 11 дней. Судя по фото в объявлении об аренде, владельцы вложили немало в ремонт и дизайн.
Этот офис закрыт уже 3 месяца, Дарья Егорова продает свою туристическую фирму. Она вложила в бизнес по франшизе 600 тысяч, сейчас продает за 200. Ежемесячные расходы слишком велики: аренда, запрлаты. Дарья с грустью вспоминает, как выбирала место для своей фирмы.
Дарья Егорова,владелец туристической фирмы: «Здесь очень много семей, большая застройка, и рядом нет турфирм, за счет этого выбрали место».
А вот самое удивительное предложение — на Миллионной улице продаются сразу два старинных здания. Собственник предлагает инвесторам обустроить здесь отель. 3 миллиарда 300 миллионов рублей. Цена истории. Нынешний кризис коснулся и большинства креативных пространств, столицей которых в России всегда считался именно Петербург. Фонтанка, 20. Еще три месяца назад в здесь бурлила жизнь.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «На окне знаменитого Голицин лофта афиша за март, 30 числа, когда весь город закрыли. Теперь лофт закрыт, будущее туманно».
О том, как сейчас выглядит культовое место, можно судить по видео девушки-блогера, которая пробежалась по заброшенным анфиладам старинного особняка.
За три века главный индикатор деловой активности города – Невский проспект – видел и расцвет, и закат экономики. Он всегда менялся. Неизменным оставалось одно — после любых потрясений деловая жизнь всегда возвращается. Хотя это будет уже новая эпоха. И новый Невский проспект.