Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:

«После Чехова самое время поговорить о культуре в условиях коронавируса. Мы часто в своих репортажах показывали и показываем опустевшую Дворцовую площадь. Непривычно опустевшую. И эти кадры заставляют задуматься. А что сейчас происходит за закрытыми для посетителей дверями Эрмитажа? Чем сейчас живет главный музей страны? Как охраняют экспонаты? И как можно посмотреть на них, не выходя из дома. И какой урок мы должны извлечь после того, как эпидемия отступит? Давайте поговорим об этом с самым компетентным в данной области собеседником – директором Эрмитажа Михаилом Пиотровским.

Михаил Борисович, здравствуйте. Огромное спасибо, что согласились дать нам интервью. Первый вопрос очень прозаический, бытовой. Вы – руководитель Эрмитажа, который, по сути, город в городе. Как вы это сейчас делаете? Опишите свой рабочий день директора Эрмитажа в этом формате».

Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:

«Это очень трудоемкая работа, больше чем обычно. Потому что я должен постоянно быть со всеми в контакте. С утра сажусь за стол и где-то в 6 вечера встаю из-за стола. Я работаю с бумагами, я подписываю документы, для этого они должны быть в формате PDF, сложно их 10 раз переправлять. Потом начинается один из уроков всей этой нашей удаленной жизни. Оказывается, половину бумаг у нас никто не принимает в электронном варианте. Абсолютно не готовы, по большому счету, к электронному. Все дублируем на бумаге. Документооборот в стране весь такой.

Обязательно интервью, как с вами сейчас. К вечеру все со всеми созваниваемся и перезваниваемся. Вся обычная рутина идет, плюс еще в течение дня и вечером смотрю все, что Эрмитаж показывает онлайн. Все, что идет онлайн – это деятельность Эрмитажа. Все говорят: музей закрылся. Музей никуда не закрылся. Задача музея – собирать, хранить вещи, следить за ними, показывать. Мы их храним. Проверяем каждый день с помощью новых технологий. Раньше хранители ходили по залам, сейчас служба безопасности ходит по залу с камерами, телефонами. Они передают хранителям: это посмотрите, это посмотрите. Они глаза и ноги хранителей.

Параллельно выкладываются экскурсии. Вчера была замечательная про Малевича и Кандинского. Такие экскурсии эфемерны. Они один день есть, потом исчезают. Очень живые. 34 часа они в Instagram есть, потом исчезнут. Получается, человек может видеть намного больше, чем обычно в Эрмитаже. У нас 20 млн. просмотров. Это новый способ общения, я бы сказал, он более глубокий. Можно рассказать и показать, что обычно не говорится.

Мы приспосабливаемся к ситуации. Как когда-то была война и блокада, водили экскурсии по пустым рамам, это примерно то же самое. Там был талантливый рассказ, сейчас – рассказ с картинкой. Музей без посетителей – тоже музей. Музей без очереди – тоже музей. Музей без билетов – тоже музей.

Кроме того, Эрмитаж – место уединения. У нас самоизоляция заложена в названии».

Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Общаясь со своими коллегами, например, директором Лувра, Берлинского музея – у них как дела? Как они в режиме «удаленки» живут?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Одна из главных проблем, которой у нас нет, сколько людей уволили. Капиталистический мир – он капиталистический. Особенно не в Европе, а в Америке. Одна из первых вещей – сколько уволить. Фрилансеров, волонтеров убрать, других. В Европе немного по-другому. Есть ситуации, если государство дает деньги, какие-то компенсации, то работать запрещают. Такие вещи серьезные обсуждаются, общий опыт собирают».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Мне кажется, мы сейчас создаем цифровую реальность, быть может, в ней будет какой-то единый глобальный мировой цифровой музей».
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«На самом деле, это есть. Эрмитаж делает сейчас экскурсии на всех языках. Со всего мира люди ходят и смотрят. Получается некий единый музейный мир, конечно, виртуальный, но имеет за собой подлинный мир. Учит тому, как прийти к этому подлинному миру»
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«В историческом плане подобного рода испытания Эрмитаж не переживал? Это абсолютно новая какая-то страница?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Ничего особенно нового. Напомню вам, что «карантин» значит «40». Карантин – важное явление мировой культуры. 40 дней карантин – стандартная цифра в любой гавани, куда прибывали корабли. 40 дней сидите, потом войдете в город. Принцип был всегда, эпидемия или не эпидемия. Мы помним, у нас в музее картины выдерживают карантин, когда они переезжают из места в место, они лежат в ящике. Это не для заразы, а для акклиматизации».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«Как Эрмитаж, извините, выкручивается из этой ситуации, когда нет посетителей, когда не платят живые деньги за живые билеты, насколько серьезна для вас эта проблема?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«В безбилетную эпоху нет и денег. Деньги надо тратить неожиданно на многое то, что раньше не рассчитывали. Все эти онлайны, интернет, связь – это дополнительные большие расходы. Сейчас мы и все музеи России потеряли 50% доходов примерно. Нас все время учили, заставляли: нужно больше и больше посетителей, чтобы они платили деньги, вот вам план по доходам, музей должен в идеале содержать себя. В идеале должно быть так, мы все к этому должны идти. Музей не развлечение, это некоммерческое предприятие. Существует, независимо есть в нем посетители или нет. Он не услуга – это сохранение культурного наследия. Его надо содержать. И у государства должно быть обязательство по защите и поддержке музеев».
Юрий Зинчук,ведущий программы «Пульс города»:
«И в заключение вопрос: дайте совет, что мне делать в этой ситуации, в это время?»
Михаил Пиотровский,директор Государственного Эрмитажа:
«Давать советы трудно, у всех разные ситуации. Главное надо стараться найти все способы исполнять свое дело. Это не так легко, когда не пускают на улицу. Тем не менее, есть способы. Исполнять свое дело, исполнять свою миссию».