Единственный в своем роде народный музей Дороги жизни на берегу Ладожского озера разрушается на глазах. Маленький деревянный домик в деревне Коккорево в 1941 году стал штабом ледовой трассы, там работали инженеры, которые ее строили, водители, связисты, фельдшеры. И после окончания войны они же создавали этот музей. Отдавали туда личные вещи и документы, сами же работали там первыми экскурсоводами. Как уникальный музей оказался в частных руках и что может спасти это место от полного разорения, рассказывает Евгения Альтфельд.
Евгения Альтфельд,корреспондент: «На Дороге жизни памятные знаки буквально на каждом шагу. Вот знаменитая «полуторка». Мы едем к разорванному кольцу, где находится музей дороги жизни. Еще 60 км».
Мы едем той же дорогой, по которой из блокадного города вереницей шли машины с ленинградцами в надежде на спасение. От разорванного кольца направо. Среди разнородных построек: от особняков до покосившихся дачных домиков – деревянное здание бывшей сельской школы. Музей дороги жизни. Народный музей.
В ноябре 1941 года здесь разместился командный пункт по строительству ледовой дороги. Связисты, водители, инженеры, фельдшеры, которые работали здесь во время блокады — после окончания войны сами создали этот музей. Сами делали стенды с редкими снимками, писали диораму — ладожская трасса во время бомбежки. Первая табличка музея — тоже сделана их руками.
Ольга Сапожникова – внучка проектировщика дороги жизни. Ее дедушка Дмитрий Стафеев был одним из первых, кто прошел будущую ледовую трассу, которая спасла тысячи жизней.
Ольга Сапожникова,потомок проектировщика Дороги жизни: «Он был первым, кто прошел эту дорогу. Он погиб прямо здесь. Их называли разведчиками. Ладога непредсказуема. Это был сложнейший проект. Лед наращивали, вмораживали бревна».
Еще одна героиня экспозиции и всей дороги жизни — Ольга Писаренко. Легендарный фельдшер две блокадные зимы провела в палатке, спасая раненных. Вот она, выглядывает из ледового санитарного пункта на диораме. Она же была в числе создателей музея и сама водила здесь первые экскурсии. Теперь уникальный, народный музей — гибнет на глазах.
Анна Крошечкина,потомок строителя Дороги жизни: «Сама экспозиция приходит в упадок, написанная самими участниками Дороги жизни диорама начинает осыпаться. Отслоения, фотографии нуждаются в профессиональном уходе».
В 90-е годы здание музея попало в частные руки. Нынешний собственник — общество охотников и рыболовов Всеволожского района. Из двух помещений у музея осталось одно. Во втором зале теперь спальня сотрудника общественной организации, охранника и экскурсовода в одном лице. Многим ценным экспонатам теперь попросту не хватает места. Здесь холод и сырость. Самые важные документы потомки создателей музея для сохранности забрали домой.
После войны коллекцию музея собирали всем миром, помогали и взрослые, и дети. Местный житель Василий помнит, как на берегу Ладоги собирал вещи, которые прибивало волной.
Василий Метельков,житель деревни Ваганово: «Когда пацаном был, мы с парнями собирали вещи, приносили в музей, а потом все растащили в 90-х годах. Оружие, патроны – что в озере было, то и находили».
До войны в деревне Коккорево было 32 двора. Теперь это типичная российская глубинка, разрозненные постройки, сельский магазин: вобла и жареные беляши. А самый доходный бизнес — копченая ладожская рыба. Такие ларьки на каждом шагу. И тут же — магнитики с символикой дороги жизни — по 35 рублей. Туристы здесь — не редкость. Но едут не в маленький музей Коккорево, а в соседний поселок Осиновец. Где находится современный музей Дороги жизни, филиал военно-морского музея федерального подчинения. Разительный контраст с угасающим деревянным домиком. За который, тем не менее, борются и потомки его создателей, и петербургское музейное сообщество.
Елена Лезик,директор Музея обороны и блокады Ленинграда: «Чтобы сохранить памятник, нужно чтобы здание стало музейным. Не может так произойти, чтобы это здание погибло. Мы не имеем права его погубить. Поэтому мы в диалоге с собственником здания, мы ищем варианты».
Пока проблема не решена, маленький деревянный музей, где слышен скрип половиц, хранит дух того времени. И память о тех, кто создавал и экспозицию, и саму дорогу жизни. По которой хотя бы раз должен проехать каждый.