Спальный район – это вам не центр! Из достопримечательностей – один ларек с шавермой. Оказывается, однообразие советской застройки может быть предметом исследования. О том, как расцветают панельки – репортаж Натальи Бандуриной.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Вот оно – панельное брюхо. Там – дома-корабли на вечном приколе. В той стороне – «хрущи» с маленькими квартирками, а эта «точка» – центр притяжения, после школы – особый шик постоять на балконе 14 этажа. По тем временам – нереальная высотка. Спальный район на окраине города – «Ветерки» прежде всего для меня – это место где я выросла. И нас таких много».
Моя учительница по литературе говорила, что мы все тут отщепенцы. Что она едет к нам из центра, словно в какое-то гетто. И действительно, если не жить здесь с самого детства, увидеть хоть что-то привлекательное в этом панельном однообразии как будто невозможно.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Вот, например, местный торговый пятачок. Шашлычная на парикмахерской, овощи и зоомагазин все вместе. Раньше здесь был дом быта».
Но нашлись те, кто в этом во всем нашли если не красоту, то уж точно индивидуальность. Скорее так: они ее запатентовали. Долгое время «Ветерки» был негласным брендом. А группа дизайнеров, урбанистов и бренд-стратегов оформили его. На обложке – красная гвоздика, ассоциация понятна: улицы и проспект названы в честь героев Великой Отечественной. И еще один смысл – панельки расцветают.
Артем Асеев,арт-директор проекта: «Это нужно для того, чтобы у района была идентичность. А потом она может трансформироваться в ряд действий. Может быть площадкой для инициатив под брендом района».
А еще это модно. Эта платформа оказалась востребованной. С ее помощью продают гаражи и воплощают в жизнь глобальные проекты в масштабах одного района. Так, например, совместно с местными экоактивистами спасли речку Новая от загрязнений.
А еще для местных сделали навигационные таблички. Считается, что с Ветеранов сложно и долго ехать до центра. А на самом деле, есть маршрут на электричках – всего за 35 минут. На «Ветерках» нет крутых и модных ресторанов, как на Рубинштейна, в основном шаверма, а поэтому свои собственные звезды «Мишлен» присуждают местным забегаловкам. Помогают не отравиться. В данном случае, это звезда на входе помогает не отравиться.
Максим Богачев, блогер из известного многим шаверма-патруля, за 40 выпусков программы съел больше 15 кг курицы в лаваше. Вместе с Юрием Хованским и Кузьмой Гридиным исследовал спальные районы на предмет самого вкусного перекуса. А выяснили, что шаверма – это уже не просто еда, это важная составляющая этого панельного ландшафта.
Максим Богачев,блогер: «Это больше чем еда, раньше это было даже модным – быстрая еда. Это действительно еда для определенной категории людей, для тех, кто не хочет идти в гастро-пабы и есть два кусочка мяса за огромные деньги».
Понять этот непарадный Петербург – это почти защитить диссертацию по психологии. Игорь Антоновский – первый, кто признался в любви панелькам. Говорит, они помогли избавиться ему от депрессии. Вот такой оксюморон.
Игорь Антоновскийсценарист: «Я помню, когда я для себя открыл эти панельки, понял: да, это же круто, потому как все дело в фокусе. Мы можем ходить здесь и представлять, как будто это все нарисовано, эти дети, эти машины – все это, ведь это так здорово».
Корабли, или официально – дома 600-й серии, родом из Ленинграда. Именно они – лицо наших спальников. Так их прозвали за то, что напоминают многопалубные лайнеры. Их больше всего в нашем городе и области, есть еще в Польше. Строили по модному в 70-е годы проекту архитектора Матусевича. После тесных хрущевок это был настоящий премиум класс с лоджиями, лифтами и мусоропроводами. Их перестали строить в 1989. На смену уже небелоснежным кораблям пришли монолитные гиганты.
Наталья Бандурина,корреспондент: «Человейники, бесконечные коробки с бетонными мешками – как только не называют новые районы. По сравнению с панельками, которые по-настоящему родными и бескорыстными, считается, что здесь находит приют ипотечник».
Как только Варламов, известный блогер-урбанист, не издевался над Парнасом. Какие только аллегории не приводил! Как обычно, город оказался мудрее всего этого. Так получается, что все что строится на петербургской земле, рано или поздно становится явлением. Парнас не стал исключением. Именно здесь возникли такие эти арт-объекты от художника Loketski. А сами жители оказались настолько активными и неравнодушными, что взяли в свои руки благоустройство района. Не без помощи застройщика и архитекторов конечно.
Мария Левченко,архитектор: «Мы вместе придумали объекты с жителями, они проголосовали, и вот мы их воплотили в жизнь».
Теперь здесь есть горка-трансформер и скамейки-лестницы. В парадной одного из домов устроили зимний сад, а местная художница написала картину прямо на стене.
Ольга Лемуткина,житель Санкт-Петербурга: «Именно это все формирует то самое ощущение дома, бережное отношение к нему. Кто-то цветы принесет, кто-то деньгами поделится. Так и складывается коллектив собственников».
Парнас, Девяткино, Юго-Запад – конечно, это вам не центр с величественными дворцами и набережными и брутальными дворами колодцами. Им придумали обидное «спальники», можно их ругать чувствовать себя угнетенными этой действительностью, а можно удивляться этой красоте повседневной жизни, нашей жизни.