Леонардо да Винчи говорил, что живопись — это прежде всего наука. И в его работах это очевидно. Здесь и геометрия, и анатомия, и даже химия — художник искал точные составы красок — что привело к самоуничтожению его работ — мы даже не знаем скольких.
Но важнее, что мысль можно высказать шире, что все искусство — это прежде всего наука. Поскольку художественный взгляд на жизнь, воображение, определяет картина «настоящего» мира, каким его приучились воспринимать люди своего времени. Вот скажем, специалисты по психологии искусства — да, есть и такая наука — подмечают что изобразительность вслед за наукой все больше переключала внимание с тел на пространство между ними. Оно делалось все более непрерывным, детальным, незаметным в переходах.
Отсутствие определенности обозначило двадцатый век. В котором уже ничто не имеет однозначных границ. Ни искусство, ни автор. И вот вам пример из Леонардо — вот такая вот Джоконда недавно была продана почти за полмиллиона евро. Известный образ сложен из кубиков Рубика. Такая вот вечная мозаичность, составленная из идентичных по сути частиц — 43 миллиона возможных комбинаций, сам автор — если его можно назвать автором — скрывается под маской. Чем вам не современная картина мира.
В Музее печати открылась выставка с таким названием, где иллюстрации к философским сочинениям разных веков изучала корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Катерина Картузова.
Еще несколько лет назад сотрудники российского издательства «Вита Нова» задумали сделать серию книг «Философские залы». Итог этой большой работы — выставка «Картина мира». Художники Виталий Окунь, Петр Перевезенцев и Александр Кобяк создали графические циклы к философским сочинениям Лукреция, Блаженного Августина и Эдгара По.
Несмотря на большой опыт работы с иллюстрированием произведений известных писателей, сделать графические работы к философским трудам — оказалось не самой простой задачей.
Виталий Окунь, художник: «Я читал сонеты, читал античные произведения, но про Тита Лукреция я даже не слышал. Начал читать, текст не простой, так скажем. Больше сказать, сложный. О пустоте, о бесконечности, о вечности. Он пишет даже о существовании планет, а на них людей. Откуда он это знал? Я не представляю».
Поэме «О природе вещей» римского философа Лукреция более 2000 лет. Она дошла до наших дней в многократно переписываемых от руки копиях. Интересно, что редактором и издателем Лукреция был политический деятель Марк Цицерон. На литографиях Виталия Окуня — целый мир. 40 иллюстраций — о зарождение жизни, о войне, о чуме в Афинах.
«Исповедь блаженного Августина» — вторая в серии книга, проиллюстрированная художником Петром Перевезенцевым. Ее считают вершиной мировой психологической прозы. На протяжении тысячелетия она являлась литературным образцом для христианских писателей.
Третья книга вызовет большой интерес у поклонников творчества американского писателя и поэта Эдгара Аллана По. «Эврика» — его последнее произведение. Петербургский художник Александр Кобяк сделал ставку на сюрреалистичность своих работ..
Наталья Дельгядо,PR-директор издательства «Вита Нова»: «То, чего мы всегда добиваемся — это совпадение текста и автора. Это размышления художников на ту же тему, на которую размышлял автор. В поэме «Эврика», как оказалось, через много лет, предвосхищены очень многие научные идеи. Например, теория большого взрыва. Казалось бы, тогда еще из ученых никто не думал, а вот как-то интуитивно Эдгар По увидел такое возникновение Вселенной. Альберт Эйнштейн говорил, что большое достижение независимого ума — это книга».
Иллюстрации современных художников — еще один, весьма любопытный взгляд, на философские сочинения от античности до Нового времени. А также возможность — попытаться найти ответы на вечные вопросы о мироустройстве.