Сразу на трех городских площадках — художественный проект «Неоинфантилизм». Судя по названию, это действительно что-то новенькое, Нео! Поскольку если что-то в искусстве и клеймят словом «инфантилизм», то критикуя его за то, что создается людьми благополучными в большинстве, далекими от подлинных вызовов жизни.
Все то, что прячется за несерьезностью, выдает нескладное за подлинное. И вправду, художники с подозрительной естественностью воспроизводят детскую небрежность. Но, с другой стороны, есть двери восприятия, которые открывает непредвзятость, обычно ассоциируемая с детством.
Одним из ярких впечатлений недавней Театральной олимпиады был спектакль испанского режиссера Давида Эспинозы — который ставит спектакли с куколками, вернее с тем, что считают куколками дети, готовые превратить в них что угодно. Свобода, возможная только в детстве, позволяет испанскому постановщику сыграть во все на свете. И во всех, кто придет на ум и что подвернется под руку. Любой сюжет человеческой истории так, что выглядит простым и некоммерческим.
И вот — неоинфантилизм. Детство любит выдавать любой свой поступок за осознанный, и придумывать для него новое слово — как Незнайка: «Это — рвакля. Что такое рвакля? Это когда что-то рвут». Чем вам не раздел акционизма? Я надеюсь, что это нечто больше, чем картинки из макарон и лепнина формочкой баб. Корреспондент телеканала «Санкт-Петербург» Дарья Патрина с подробным анализом.
NAMEGALLERY в триаде выставочных пространств — чистая и нежная, как пяточка младенца. На стены даже этикетки вешать не стали, чтобы не нарушать общую возникшую атмосферу.
Пятнадцать художников из Петербурга и Москвы. Практически фифти-фифти. Возраст от 23 до 39. Почему это имеет значение? Потому что предложенным термином — «неоинфантилизм» — кураторы как сачком пытаются поймать молодое поколение российских художников.
Здесь действительно как будто XIX век — никакой цифры и даже никаких фотографий! Только традиционные медиа: графика, живопись и керамика. Ориентирование в NAMEGALLERY — по карте, где масса незнакомых имен. Многие «условные» москвичи, как, например, Саша Госмант и Евгений Музалевский выставляются в Петербурге впервые.
Грузовик молодого московского искусства привезли изначально в галерею «Люда». Здесь – самое дикое и брутальное пространство выставки. Подростковый бунт. Здесь же и территория главного идеолога «неоинфантилизма» Петра Белого.
Главный вопрос: зачем уважаемый и уже убеленный сединами художник Петр Белый решил клеймить молодое поколение нехорошим словом? Как ни крути, а избавиться от негативной коннотации в термине «неоинфантилизм» практически невозможно. Понятие «инфантилизм», определяемое психологами как «отставание в развитии» или «отказ от взросления» все равно будет довлеть.
Да, порой они выбирают детсадовские техники: мелки, акварель, пастель, лепка. Но очевидно, что каждым художником в его творческом процессе движет что-то свое. Так стоит ли объединять одним термином столь разных творцов, к тому же и не стремящихся к объединению? Сформировавшихся в редкий для России период свободы и исповедующих отчаянный индивидуализм?
От предложения участвовать в проекте «Неоинфантилизм» отказывались все. Термин вызвал у художников абсолютное отрицание. Переубедить их удалось в ходе переписки. Ее фрагменты — отдельные экспонаты на 3-й площадке выставки.
Считаете ли вы свое творчество аполитичным? Можно ли применить к вашим работам определения «спонтанность» и «непосредственность»? Куратор третьей площадки в ДК Громов Александр Дашевский, как клубочек, разматывал каждого из художников. Теперь их работы здесь. И многие, потому, что авторы хотели поспорить.
В одной из социологических теорий «поколением» называется общность людей, сформировавшихся в похожих условиях и переживших общие драматические события. Но история не всегда драматична, так что время от времени поколения не формируются. И если люди одного возраста не чувствуют общность внутри, никто не навяжет им эту общность снаружи?
Так существует ли «неоинфантилизм»? Получается, – нет!
Масштабная трехчастная выставка – лишь повод познакомиться и открыть дискуссию. Узнать новые имена. Порадоваться неожиданному утверждению живописи. Но все мы помним, что когда-то термин «импрессионисты» объединил весьма непохожих художников, и возник он даже не из названия выставки, а из заголовка критической статьи в художественном журнале.