Николай Корнеев,корреспондент:
Самое первое каменное здание Северной столицы – Меншиковский дворец. По словам современников – обширнейший и великолепнейший во всём Петербурге. Даже возведённая чуть позже на противоположном берегу Невы личная резиденция Петра I, императора Всероссийского, уступала в роскоши дворцу его фаворита и сподвижника — светлейшего князя Александра Даниловича Меншикова.

Каменный дворец первого губернатора Санкт-Петербурга начали возводить на Васильевском острове в 1710-м году. Во время строительства были применены самые прогрессивные технологии начала VIII века, например, спасающая здание от наводнений уникальная дренажная система.

Валерий Лукин,главный архитектор Государственного Эрмитажа:
Италия была с водоводами, и Рим тоже был, то есть, принимал воду по канализации. Идеи были, но у нас это первичнее было. Это первый дворец, который принял такую систему водоотведения, отличительная особенность была, то, что вода поднималась, заливала подвалы, а затем наводнение уходило и по этим трубам вода сливалась из подвалов и они снова высыхали.

Архитектор Франческо Фонтана построил резиденцию светлейшего князя в стиле барокко. Симметричная планировка и строгие пропорции — всё по закону золотого сечения. Двухцветная окраска, богатый торжественный фасад с балконом для оркестра и ризалитами, украшенными княжескими коронами. Кроме того, крыша из лужённого железа ослепляла своим обликом, была покрыта блестящими плитами, чередующимися в шахматном порядке с выкрашенными в красный цвет. Со временем Меншиков расширил дворец, подключив к строительству лучших зодчих Иоганна Шеделя и Доменико Трезини. Территория палаццо растянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. Цветник, медоварня, хлебопекарня, винотека, кузница и даже ледники — инновационное холодильное хранилище того времени. Только лучшее для фаворита царя.

Валерий Лукин,главный архитектор Государственного Эрмитажа:
Я бы сказал, что это, наверное, характеризует больше самого Меншикова, чем архитектуру как таковую. Он хотел быть всегда первым, в каком-то смысле законодателем по моде и по всему, имел свободу передвижений и свободу финансовую полную, то есть, он мог позволить себе, что он хотел.

Дворец Меншикова интересен не только своим обликом, но и уникальными интерьерами с живописными полотнами, художественной мебелью и предметами прикладного искусства начала XVIII века. Палата со шпалерами, ореховый кабинет, анфилада парадных комнат и просторные залы. Не удивительно, что именно в палаццо своего ближайшего сподвижника Петр I проводил самые шикарные ассамблеи, праздничные пиры и торжественные обеды, даже называл дворец Посольским домом. Сегодня здание филиала Эрмитажа — путеводитель в мир зарождающейся после Северной войны на берегах Невы новой столицы России.