«Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, чтобы на третьем толкнуться о зубы. Ло-ли-та». Подчеркнуто чувственное произведение Владимира Набокова с момента своего появления разделила на две части тех, кто не видит ничего, кроме скандального сюжета о запретной любви стареющего мужчины к несовершеннолетней девочке. И тех, кто полагает его лишь материалом для блестящей поэтизации автором того, что поэтизировать нельзя. Причем то, что «нельзя» – это позиция писателя! Само противостояние уже стало фоном для высказывания режиссеров, художников – как на дизайне многочисленных изданий книг, которые мелькают здесь. Отношения между полами возникли вне морали, но моралью регламентируются. Русскому зрителю вообще полагалось бы объяснять, чем Гумберт Гумберт лучше Свидригайлова. Вернее – чем Свидригайлов хуже. И если слов недостаточно, может быть, поможет музыка. В Мариинке впервые в России поставили оперу Родиона Щедрина «Лолита». Впечатлениями поделится Виктор Высоцкий.

Виктор Высоцкий,корреспондент: 
«Когда Родион Щедрин был молодым композитором, он сочинял оперу о любовных переживаниях зрелой женщины «Не только любовь». Достигнув весьма почтенного возраста, он обратился к Лолите Набокова».

Теперь все оперы Родиона Щедрина поставлены на сцене Мариинского театра. «Лолита» – сочинение композитора 1992 года, впервые увидевшее свет в Стокгольме в 1994 году, на петербургскую сцену в нынешней версии, совсем свежей, перенесено из Праги. Режиссер Слава Даубнерова, работающая на стыке театра и перформанса, подошла к произведению с собственной  феминистской концепцией обвинителя главного действующего лица этой истории – Гумберта Гумберта. 

«Лолита» Щедрина предназначается для людей, способных воспринимать сложную, психологически окрашенную музыкальную ткань. Что же касается постановки, то ожидающие скандала и эротических впечатлений будут разочарованы. 

Конечно, сюжет этой оперы особенно требователен к певцам – как к типажам оных, так и к их раскованному артистизму. Трудно будет представить себе Лолиту в исполнении пышной примадонны 45 лет. Или Гумберта, имеющего внутренние психологические барьеры.

Постановка сложна технически. Поворотный круг почти все время в движении, сложен спектакль и для певцов вокальными партиями. Поэтому первые два спектакля поют те, кто делал это на премьере в Праге. Непростой он и для слуха – музыка небогата контрастами и в основном транслирует общее угнетенное состояние героев. Можно пожелать успеха этой новой работе Мариинского театра с надеждой на то, что есть еще много людей, которых интересует серьезное искусство XXI века.