Забавно, что самое удивительное в прогнозах – в будущем нет искусства! Никаких убедительных представлений – каким оно будет. Я думаю, что все видели картинки с городами на Луне и летающими машинами. И понимаете, что речь не об этом, а о чем-то принципиально новом. Фантасты не способны его придумать. Я даже обнаружил одно исследование – так на таймлайне выглядит хронология событий из книг и фильмов. Чтобы не утонуть, обобщу, что в большинстве своем это какие-то мрачные и загадочные скульптуры – вроде черного обелиска из «Одиссеи-2001». 

Виртуальные миры, создаваемые прямо в голове человека, и искусство машин. Состязания роботов-гитаристов. Вот вам, к слову, группа Compressorhead. Железяки рвут струны в «хеви-металлических запилах». Состязания роботов есть –  искусства нет! Говоря о массовой культуре, Станислав Лем полагал в ней определяющей тему секса. И ее эскалация по идее должна – как в фильме Роже Вадима – привести к концертам, на которых оргазмотроны вышибают вопли у вконец заласканной публики. «Лаборатория будущего» –  так назвали в «Манеже» выставку, посвященную истории кинетического искусства в России. О том, что это такое, и оправдались ли ожидания будущего – Александра Мымрина.

«Горизонты раздвинем – пусть завтра увидят! Выучим новый язык душ!». Строка из манифеста русских кинетов 1966 года. Даже не завораживающая красота движения и цвета, а их романтический запал поражает с первых шагов на новой выставке. Поддерживает мечтательное ретрофутуристическое настроение всё устройство экспозиции: от волонтёров в белых халатах (будто из каких-то «Чародеев») до светомузыкальных установок для релаксации, фантастических проектов «Летающих городов» – плодов веры, что искусство, обручённое с наукой, способно на всё. Сказку сделать былью, а людей всего мира – братьями.  

Искусство XX века богато на всевозможные «-измы», но, кажется, именно кинетизм – его лучший синоним. Нестабильный, подвешенный, иллюзорный, утопический. Кинетические эксперименты 1960-х были не только отражением в искусстве космической и атомной эры, саму суть которых составляла энергия, движение. Вячеслав Колейчук, первый советский video-artist Булат Галеев, Франциско Инфанте-Арана и другие «шестидесятники» были наследниками идей русского авангарда. Заворожёнными Родченко, Малевичем, Татлиным – теми, кто заново «придумывал» цвет и линию, кто был способен направить каскады своих идей даже на ткацкие станки, строительство, пропаганду.

Приглашение к соавторству – ещё одно достижение кинетистов. Художники авангарда обнажили способ производства своих скульптур, заменив смутное понятие вдохновения ясной логикой. А кинетизм 1960-х с его оптическими иллюзиями, паблик-артом и даже хеппенингами пошёл ещё дальше. Оттого  нередко кинетическое воспринимают не искусством, а с развлечением. Выставка в «Манеже» два этих начала объединила – вот вам аттракцион, а вот расширенная с помощью искусства реальность.

Всё движется, покоя не существует. Кинематическое искусство будет развиваться, пока будут прогрессировать технологии. Может, скоро искусственный интеллект станет не средством творчества, а полноценным автором. Кто знает?! «Дышите глубоко, живите в сейчас, живите на время и во времени»  — писал один из художников-кинетистов. И только в этом смысл — восхищайтесь движением и помните о быстротечности всего.